Игнатий (Брянчанинов) (1807 — 1867), святитель, епископ Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, богослов, мыслитель, проповедник, подвижник.
«О чтении Евангелия»
«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину»
Антоний (Блум) (1914 — 2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.
«Честность при чтении Евангелия»
«Как читать Евангелие»
«Возьмем пример: Христос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно, но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему (Ин 13:15), — тогда действительно можно сказать «нет». Ну так и скажите»
Каллист (Уэр) (1934 — 2022), митрополит Диоклийский (Константинопольская Православная Церковь), богослов, профессор Оксфордского университета, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык.
«Как читать Библию»
«Читая Священное Писание таким образом — с послушанием, как члены Святой Церкви, находя в нем Господа Иисуса Христа повсюду, воспринимая все как часть своей собственной жизни, — мы сможем сколько-то ощутить многогранность и глубину Святой Библии. И все же нас никогда не покинет чувство, что мы всего лишь начали изучать Святую Библию. Мы похожи на человека, выплывающего на маленькой лодочке в безбрежный океан»
Кирилл (в миру Иван Дмитриевич) Павлов (1919 — 2017), архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков.
«О необходимости внимательного изучения Священного Писания»
«Из неправильного толкования Библии могут возникать, и действительно часто возникали, ложные идеи, заблуждения и ереси. И враг наш диавол, конечно, всему этому способствует»
Сергий (Четвериков) (1867 — 1947), иеросхимонах, духовный писатель и публицист, педагог, деятель русской эмиграции.
«Препятствия на пути к Евангелию»
«Здесь именно – в мире духовных ценностей – сосредотачивается высший интерес и истинная жизнь человечества… Дух есть истинная, реальная, двигающая сила жизни… Победная сила духа с особенной ясностью обнаруживается в религиозных движениях и, особенно – в истории христианства. Своим появлением Евангелие потрясло, перевернуло древние понятия и взаимоотношения между людьми. Если не в действительную жизнь, то в сознание, в идеал оно внесло новые мысли, новые задачи в умы людей и вдохновило ими человечество»
Григорий Дьяченко (1850 — 1903), протоиерей, духовный писатель, катехизатор, публицист. Автор наиболее полного словаря церковнославянского языка.
«Отчего слабо действует слово Божие»
«Спрашивается: почему Слово Божие или учение веры и евангельский закон, уподобляется семени? Потому что как семя, хотя по природе своей плодоносно, но если упадет не на добрую землю, то никакого плода принести не может, так и Слово Божие, хотя само по себе «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3:16), однако, если найдутся некоторые препятствия в душе слушателя, никогда не может произвести в ней обыкновенного своего действия»
Вопросы и ответы:
О чтении Священного Писания
- • Какая есть молитва перед чтением Евангелия?
- • Какое Евангелие читать первым?
- • Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?
- • Как должны христиане читать Слово Божие, чтобы была польза?
- • Почему нам, людям XXI века, полезно читать Апостол (книги «Деяния святых апостолов», «Послания святых апостолов»?
- • Почему сейчас так обострилась проблема актуальности Евангелия? Почему часто можно услышать о том, что Евангелие, христианская жизнь в целом устарели? Неужто Новый Завет и правда не вписываются в нашу современную жизнь?
- • Зачем мне читать Священное Писание вновь, ведь я его уже много раз читал и все знаю?
- • Как читать Евангелие, чтобы оно воспринималось внутренне?
- • Как нужно относиться к словам в Евангелие?
- • Какие ошибки можно допустить при чтении Священного Писания?
- • Как читать Евангелие за ближних?
- • Что означает в отношении Священного Писания «читать делами»?
- • Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов?
- • Нужно ли при чтении Священного Писания полностью отказаться от своего разума и не толковать самостоятельно?
- • Что делать, если в толкованиях на Священное Писание святые отцы противоречат друг другу?
- • Нужно ли читать весь Ветхий Завет по порядку, начиная с первой главы первой книги, или можно прочитать отдельные книги, а какие-то пропустить?
- • Опытные люди советуют читать Евангелие обязательно каждый день. Еще ― Апостольские послания, Псалтирь… К сожалению, сегодня работающему человеку очень трудно выбрать время для этого. Почему все-таки необходимо читать Евангелие ежедневно, что это дает человеку?
- • На каком языке лучше читать Евангелие дома — на русском или церковнославянском?
- • Можно ли читать Евангелие с телефона — в транспорте или, допустим, в школе, ожидая ребенка с занятий? Или это недопустимое отношение к священной книге?
- • Чтение Священного Писания отличается от любого другого?
- • Почему на службах изо дня в день Евангелие читается не подряд, а отрывками из разных мест?
- • Слышала от знакомых, что они не читают Евангелие, потому что считают, что не готовы к нему. «Не дорос», «не дозрел», «не время»… Так и со мной было на заре моего воцерковления. Это естественно? Такое бывает, что «время не пришло»? Или здесь что-то иное скрыто?
- • Что главное мы, считающие себя христианами, должны усвоить из Евангелия? Какой minimum minimorum, какую сердцевину нельзя упустить, чтобы оставаться христианином в современном мире?
- • В чем заключается польза от чтения Псалтири и нужно ли брать благословение на чтение этой книги?
- • Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?
- • У многих реальных и потенциальных читателей Библии остаётся вопрос: а как можно написанному в ней начать доверять, если рациональных оснований нет?
- • Вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?
- • Новый Завет завершается книгой «Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Это, пожалуй, самая сложная и таинственная книга Священного Писания. Нужно ли ее читать, ведь многое остается непонятным?