У многих реальных и потенциальных читателей Библии остаётся  вопрос: а как можно написанному в ней начать доверять, если рациональных оснований нет?

Вопрос, который вы ставите, – как я могу доверять… Ну, некоторые никак и никогда не смогут. Это вопрос открытый. Библия не может всякого принудить в себя верить. Но это не только и не столько потому, что у человека какие-то сомнения об авторстве. Даже если у человека будут стопроцентные железобетонные доказательства, что авторство подлинное, что это тексты первого века и так далее, может быть так, что он никогда это не примет и внутрь себя не впустит, потому что здесь не это главное. Это моё личное наблюдение за два с половиной десятилетия, что я служу в сане. У кого-то скепсис научный или околонаучный, но очень часто это просто страх, что если так по-серьёзному к этому отнестись – придётся менять свою жизнь. Эта инерция ведь очень сильна, меняться очень неохота, и поэтому, сколько бы тебе ни привели доказательств того, что эти тексты достоверны с исторической точки зрения или что там нет серьёзных искажений, даже вся библейская критика будет на стороне текстов – это не определяющий фактор. 

У епископа Каллиста (Уэра) есть замечательная работа, буквально 15 страниц, – «Как читать Библию». Там четыре пункта. Два из них парадоксальны. С одной стороны, он говорит, что невозможно читать Библию совсем индивидуально, как будто ты первый человек на планете, кто взял её в руки. Ты всё-таки читаешь Писание как бы изнутри церкви, вместе с церковью, как человек церкви, то есть нельзя совсем не учитывать двухтысячелетнего опыта понимания того или иного текста церковью. Другая крайность – считать, что для тебя уже всё написано – у Иоанна Златоуста, у Феофилакта Болгарского, они всё уже поняли и истолковали. Нет. Важно читать Библию соборно, учитывая опыт церкви, в том числе толкования, где-то нужно и к этому обращаться, но всё равно чтение Писания должно быть очень личным. То есть ты не можешь переложить на церковь всю ответственность – за меня до меня всё сказали и я внешне, формально, по касательной к этому отношусь. Если это никак не отзывается в тебе, если это просто история человечества, или история конкретного народа, или история спасения какого-то абстрактного рода человеческого, – не про тебя, а про отдельных персонажей, Давида и прочих, пока это не станет в тебе рождать какие-то вопросы и что-то менять в твоей жизни – ты ещё не читал Библию. И здесь как раз-таки определяющими не будут какие-то чисто научные библейские критические доказательства.

Протоиерей Максим Кокарев

Ошибка в тексте