Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим, – то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим, в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие – это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога Ин. 1:1. Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб — Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедший с небес Ин. 6:41. Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 104:15).
Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, – именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, – то есть это слово Божие.
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищею. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, — оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления.
Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом — это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.