Наставления о чтении Священного Писания с молитвой

«Когда ты сядешь для того, чтобы читать слово Божие, тогда прежде молись Богу, чтобы открыл твои очи сердечные. И это сделай для того, чтобы тебе не только прочитать написанное, но и исполнить оное, и слово Божие или жития Святых прочитать не в грех себе. Когда же начнешь читать, читай со всеусердием и многим прилежанием; а не проводи время в том, чтобы перевертывать только листы. И если есть у тебя время, то не ленись, но дважды, трижды и много раз прочитай слова, чтобы тебе уразуметь силу их. Когда же вздумаешь читать или пожелаешь послушать кого другого читающего, то прежде помолись»

Святитель Иоанн Златоуст

***

«Прежде всего, нужно подходить к чтению Евангелия не как к какой-то рутине, не как к обременительной обязанности, которую нужно непременно понести. Если я открываю книгу, внутренне не настроившись, значит, я забыл, что сейчас будет такое. А будет — встреча с Самим Богом, и готовиться к ней нужно так же, как к встрече с самым дорогим и любимым человеком. А для этого нужно собраться с мыслями и помолиться, чтобы Господь открыл смысл Евангелия. Можно помолиться церковными молитвами, а можно и своими словами — например, так: «Господи, дай мне понять, уразуметь то, что я сейчас прочту. Помоги мне в этом». Понимание Евангелия зависит не только от нас, но от содействия Божия. Чтение Священного Писания — это не просто чтение какой-то литературы. Это чтение именно той книги, со страниц которой с нами будет таинственным образом говорить Сам Христос. И нужно напоминать себе: Он ко мне обращается, Он мне говорит лично. Не зря ведь в Евангелии представлена в основном прямая речь Господа»

Иеромонах Серафим (Баранов)

***

«Св. Ефрем Сирин писал следующее: «Берегись, чтобы в то время, когда ты намерен читать Св. Писание, кто-нибудь не отвлек тебя от этого. Когда ты располагаешься к чтению или слушанию Св. Писания, помолись (примерно) такою молитвою: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мой слух во услышание и разумение слова Твоего и даруй мне силы к исполнению воли Твоей; очи же мои просвети, дабы узреть чудное в законе Твоем.» И, сотворив молитву, предайся чтению и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение».

«Св. Василий Великий с благодарною радостию говорит: «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, я воспитан христианскими родителями и с младенчества был наставляем в Священном Писании, которое меня и вело к познанию истины. Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию, может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой».

Николай Александрович Астафьев «Пособие к разумному чтению Библии»  

***

«Когда садишься читать или слушать Слово Божие, – пишет Ефрем Сирин, – помолись прежде Богу. Всегда моли Бога, чтобы Он просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих, потому что многие, понадеявшись на разумение свое и не уразумевши написанного, впали в хулы и погибли. Посему, если во время чтения встретишь неудобопонятное, припиши это своему недомыслию».

То же внушает св. Исаак Сирин: «к словесам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы». Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях» (Слово 85).

Молитва, как главное средство для уразумения и исполнения Слова Божия

Что же надобно делать христианину, дабы семя Слова Божия в нем плод творило? Отвещает Христос: «Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется». (Мф.7:7–8). Сами бо мы, яко немощны, никакого добра творити не можем без Христа, по свидетельству Его: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Сего ради молитвою усердною всего искать у Него должно. Надобно Духу Божию, Который Пророками и Апостолами глаголал, действовать в нас, просвещать, вразумлять, наставлять и руководить нас, когда хощем по правилу Его жити».

«Как читать Библию?»

***

«Приступая к чтению Священного Писания, всегда надо молиться о том, чтобы Господь послал его разумение. Господь исполнит эту просьбу, и тогда сразу же, или в свое время, ранее непонятные места становятся ясными и понятными.

Афонский старец схиархимандрит Ефрем советовал следующее: «Лишь после того, как сотворите молитву Владычице Богородице перед иконою Ее святой, сотворите три земных поклона, прося Ее милости к себе, со вниманием и благоговением приступайте к чтению. Так во всю свою богоугодную жизнь поступал святитель Григорий Палама».

«О Благодатном воздействии на душу человека каждодневного чтения Евангелия и Псалтири. Наставления и изречения святых отцов и подвижников Православной Церкви»

***

«Итак, к чтению Святого Евангелия и многих книг Священного Писания надо приступать с молитвой о даровании разумения его. Читать Священное Писание должно, как и молиться, по возможности в уединении, с успокоенными чувствами, с очищенной совестью, с примиренным сердцем с Богом и ближними. В тех случаях, когда при чтении какие-либо места из Священного Писания остаются неясными, не надо стараться тотчас же их понять. Смысл Священного Писания раскрывается не сразу, а постепенно, по мере духовного роста христианина. Поэтому перед чтением Священного Писания всегда надо молиться о том, чтобы Господь послал его разумение. Господь исполнит эту просьбу, и тогда сразу же или в свое время ранее темные места становятся ясными и понятными.

Как пишет прп. Исаак Сириянин:

«К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы».

Николай Евграфович Пестов 

Ошибка в тексте