Святые отцы и священнослужители о духовном чтении

С чего начать духовное чтение
Митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв (1969):

«Меня как-то спросили: какие книги и в какой последовательности следует читать, чтобы в голове образовался порядок? Если бы от чтения в голове наступал порядок, то это было бы просто счастье. Но, к сожалению, нет стопроцентной рекомендации, что именно нужно почитать и с чего вообще необходимо начать — с Нового завета, Ветхого завета или писем Оптинских старцев.

Литературы хорошей и полезной очень много, но она по-разному ложится на души людские. Одни люди, которые открывают Евангелие, могут ощутить близость Божью, а других это вообще не тронет. И пока они эти люди прочтут что-нибудь другое, например, Житие блаженной Ксении Петербургской, они останутся закрытыми для духовных тем, потому что эти темы в них не вмещаются.

Поэтому я не могу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Но могу посоветовать пробовать. Методом тыка и методом проб искать для себя полезную литературу.

Обычно полезная и подходящая литература захватывает человека с первого абзаца. Душа чувствует: «Это моё. Я хочу это прочесть». И человек вовлекается. Некоторые взахлеб читают свт.Иоанна Златоуста, а некоторые и двух страниц не могут прочесть. По-разному бывает.

У меня много друзей и знакомых с разными читательскими интересами. Кто-то прочитал Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», и ему этого достаточно, чтобы иметь светлую детскую веру в то, что Христос — это Господь. А кому-то нужна серьезная глубокая литература с философским содержанием. Это зависит от того, какой вы человек. Литературы много, время у вас пока есть. Поэтому пробуйте. Совершайте пробные чтения».

Иерей Антоний Русакевич (1984):

«Почитайте для начала Новый завет. Начинать изучать Священное Писание с Ветхого завета, на мой взгляд, ошибочно. Очень многие вещи людям бывают непонятны, многие описания кажутся странными. Поэтому начните с Нового завета. Так же необходимо почитать деяния апостолов и послания апостолов. В деяниях апостолов описываются их действия и поступки после вознесения Спасителя. Очень советую не оставлять без внимания послания апостола Павла».

Ученый-богослов Алексей Ильич Осипов (1938):

«Святитель Игнатий Брянчанинов предостерегает читать сочинения таких отцов, которые описывают высокие состояния, обретения высоких даров Божьих, великие подвиги… Эта литература больше подходит людям монашествующим. Что же читать мирянам?

Брянчанинов советует книги аввы Дорофея, Иоанна Златоуста, Нила Сорского, Тихона Задонского… Полезно читать толкования Священного Писания святых отцов, например, свт.Иоанна Златоуста.

Я очень рекомендую почитать книги святителя Игнатия Брянчанинова, который обработал учения святых отцов в соответствии с нашим уровнем. А какой у нас уровень? Самый низкий.

Рекомендую к прочтению так же письма игумена Никона (Воробьева). Очень просты и понятны в изложении «Письма Валаамского старца», автором которых является схиигумен Иоанн Валаамский. Там, действительно, изложена христианская жизнь такой, какой она должна быть.

Ещё я бы посоветовал письма игумении Арсении Себряковой, Георгия Затворника, а также архимандрита Иоанна Крестьянкина. Святые отцы свидетельствуют нам об истине. Они не мнения свои высказывают… Всё это им было открыто Духом Божьим».

Как читать Священное Писание
Преподобный Марк Подвижник (+ после 430):

«Читая Божественное Писание, уразумевай, что сокрыто в нём для тебя собственно».

Преподобный Исаак Сирин (ок. 640-700):

«К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы».

«Если прекратить хотя ненадолго частое чтение Божественных Писаний, то увлекается человек в страсти». 

«Во всём, что встретится тебе в Писаниях, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых и с большею точностью понять таковую».

Преподобный Никодим Святогорец (Калливурдзис) (1749 – 1809):

«Когда читаешь Божественное Писание, то не имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово. И когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или произведут движение сокрушения, или радостью духовною и любовью исполнят сердце твое, остановись на них. Это Бог приближается к тебе; смиренно приими Его отверстым сердцем, так как Он Сам хочет, да приобщишься Его».

Преподобный Серафим Саровский (ок. 1759 – 1833):

«Через это не только душа моя, но и самое тело услаждается и одухотворяется. При чтении Священного Писания я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его, и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному».

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807 – 1867):

«Чтение отеческих писаний — родитель и царь всех добродетелей. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели Его и, в то же время, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души – умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе с тем никогда не читали его, вовсе не знают его».

Старец Парфений Киевский (Краснопевцев) (ок. 1793 – 1855):

«Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с небес, попаляет терние, покрывающее поле, – и поле остается чистым. Недоумевая об этом видении, я слышу голос: терние, покрывающее поле, – грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его, – слово Божие, тобою за нее читаемое».

Архиепископ Иоанн (Шаховской) (1902 – 1989):

«Вникание в Евангелие и проверка себя и своей совести его светом и молитва просвещают малый человеческий разум и открывают в человеке Высший Разум, который обычно бывает в человеке закрыт, засыпан мелким практическим рассудком. Истина Христова освобождает человека от зла и неведения, очищает и воспитывает внутреннюю глубину в человеке, его сердце, дух».

Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич) (1967):

«Мы читаем Слово Божие не для заучивания… Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания».

Николай Евграфович Пестов (1892 – 1982):

«Перед чтением Священного Писания всегда надо молиться о том, чтобы Господь послал его разумение. Господь исполнит эту просьбу, и тогда сразу же или в свое время ранее темные места становятся ясными и понятными».

 «Как в драгоценном сосуде, истина более всего собрана в Священных Писаниях Нового Завета и особенно в Святом Евангелии. И кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною. Трудно объяснить, рассказать словами о значении для нас Святого Евангелия».

Соответствие чтения образу жизни
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807 – 1867):

«Должно избирать из них (книг) никак не возвышеннейшие, но наиболее близкие к нашему состоянию, излагающие делание, нам свойственное».

«Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, — отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства». 

«Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощавается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу».

Преподобный Ефрем Сирин (ок. 306 – 373):

«Не предавайся чтению до того, чтобы оставлять тебе упражнения в добродетели. Трудись и читай немного, с рассуждением, наиболее же упражняйся в добрых делах».

Преподобный Марк Подвижник (4 в. – нач. 5 в.):

«Слова Божественного Писания читай так, чтобы слышны были не звуки твоего голоса, а дела, и не распростирай широко слов, надымаясь одними голыми умопредставлениями».

Преподобный Исаак Сирин (ок. 640 -700):

«Чтение Божественных Писаний укрепляет ум, побуждает к молитве, помогает бдению, с которым оно тесно соединено, и подает свет разумению. Чтение удерживает ум от рассеянности, напоминая о Боге, указывает пути святых и делает то, что ум приобретает тонкость и мудрость».

Святитель Иоанн (Златоуст)  (ок. 347 – 407):

«Никакое время не должно считаться неудобным для слушания слова Божия… Житейская дела пусть имеют определённое для себя время; изучение же горнего любомудрия не должно иметь никаких определённых часов; назидание души чем более умножается, тем более крепкою делает душу».

Святитель Феофан Затворник(1815 – 1894):

«…Не читайте затем, чтобы только прочитать, а чтобы освежить и попитать душу».

Игумен Парфений Оптинский (Агеев) (1806 — 1878):

«Священное Писание все тайнами повито. Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. п., – вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым – третий и т. д. Вот так Господь и просвещает разум своих подвижников. В Библии кроме внешней стороны есть еще и внутренняя, т. е. помимо голых фактов есть глубокий преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека».

Священник, историк Александр Ельчанинов (1881 – 1934):

«В нашем восприятии слова Божия различны следующие моменты – слышание, разумение его, принятие сердцем и, наконец, употребление его к жизни. Проверьте себя – в какой из этих стадий вы находитесь? Всегда ли вы хоть просто слышите его или часто ли берете в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даете ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мертвой точки успокоенности обычной нашей жизнью? Проверьте себя – и медленно и упорно начните свой подъем по этим ступеням».

Мера чтения
Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860):

«Относительно описанного тобою разделения времени, кажется, два часа на чтение много после чаю; довольно часа, писано есть: «Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его. » (Притч. 25:16).

Книги читай с начала начиная, продолжай сряду, но не все одну, а утром в одной прочти, вечером в другой; читайте не для любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите.

Для того и книги читаем, чтобы научиться, как подвизаться против страстей; а не просто, за обычай, прочтя три листа, — и так полагать; но прочтя о какой-либо страсти, надобно посмотреть: как она во мне действует? и какое средство указано против нее, тем и вооружаться. Например, о злопомнении: прочти у св. аввы Дорофея, то ж и у Лествичника, и погляди на себя, в какой ты мере? И потщися, призвав Бога в помощь, исправлять повеленное. Так и о прочих; а посему, буде и более трех листов прочтешь, с таковым рассуждением и себя рассмотрением, пользы не лишишься; «по истине, аще не делаете, не можете словом навыкнути сия», — пишет св. Дорофей».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891):

«Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй – что читала, как овца жвачку. Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать».

Преподобный Иоанн (Алексеев) (1873-1958):

«Святые отцы советуют читать св. Евангелие ежедневно, если очень не досужно, хоть одно зачало все-же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы св. благовествования Христова: читай внимательно, точно, по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.

Советую тебе читать св. Евангелие ежедневно, если у тебя нет времени на целую главу, то хотя бы по несколько строчек»

Святитель Феофан Затворник (1815-1894):

«Относительно чтения. Читать для знания — одно дело, а читать для назидания — другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006):

«Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с деяний, и просите Господа о познании Истины»

Об аскетической литературе для мирян
Протоиерей Павел Гумеров (1974):

«Для современного православного человека аскетическая святоотеческая литература является руководством к действию даже в большей степени, чем для тех людей, которые жили в православной Руси. Сейчас христианин особенно должен ощущать себя воином Христовым. А что требуется воину Христову? Упражнение в аскетеке. Ибо аскетека в переводе с греческого означает упражняться, тренироваться. И какой же ты воин, если ты целыми днями расслабляешься».

«Начинать надо с простых вещей. Например, если брать Добротолюбие, то новоначальному следует читать его не целиком, а, скажем, второй том. Он достаточно легок для усвоения и говорит о борьбе со страстями.

«Для меня первой серьезной книгой, которая заставила меня задуматься, был Авва Дорофеей. Очень близки к нам книги Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, живших в XIX веке. Они проще, чем Добротолюбие, хотя говорят в принципе о тех же самых вещах. У Феофана Затворника есть прекрасные книги «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», «Страсти и борьба с ними».

Как не навредить себе чтением духовной литературы
Преподобный Амвросий Оптинский (Гренков) (1812 — 1891):

«Не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо известные и, без сомнения, назидательные и душеспасительные».

Святитель Феофан Затворник (1815-1894): 

«Но вопрос все еще остается нерешенным: так как же, можно читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудростями книгу и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон.

Но и книги с человеческими мудростями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать».

Епископ Пахомий (Брусков) (1976):

«Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину».

Живу ли я этим

Преподобный Ефрем Сирин (373 – 379):

«Не предавайся чтению до того, чтобы оставлять тебе упражнение в добродетели. Трудись и читай немного, с рассуждением, наипаче же упражняйся в добрых делах. Учитель, украшай учение свое доброй жизнью, которая бы соответствовала учености твоей. Не утруждай себя чтением, за которым не следует дело, потому что закон выполняется только делами.

Многие читают до утомления, однако же в поступках своих оказываются юродивыми. Другие много трудятся, а в мудрости превосходят мудрецов. Гораздо лучше делать, не занимаясь чтением, нежели прочитывать кучи книг, не выполняя прочитанного. Блаженны те, которые, не трудясь в чтении закона, исполняют закон».

Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) (1788 — 1860):

«Чтение только тогда будет приносить желаемую пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможности входить в жизнь, становиться правилом жизни, а не простым голым, бездушным и хо­лодным знанием. Какая может быть польза, что человек знает, что нужно молиться, и не молится, знает, что нужно прощать обиды, и не прощает, знает, что нужно поститься, и не соблюдает постов, нужно терпеть, и не терпит и т. д. Такое знание, по слову Евангелия, будет даже в осужде­ние человеку. Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того, что читаешь».

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938):

«Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо закон сей написан Духом Божиим, а Дух Божий от Писания переходит в душу, и душа чувствует в этом услаждение и приятность и уже не хочет любить земное, потому что любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая и дичает и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в этом беспорядке и не может чисто созерцать Бога».

Николай Евграфович Пестов (1892 – 1982):

«Необходимо отметить, что далеко не вся литература, посвященная вопросам религии, имеет одинаковое значение для души христианской и ее цели в жизни – стяжания Святого Духа Божия. Можно питать мыслями ум, не затрагивая чувств сердца, и тогда мало пользы для христианина в отношении очищения его сердца от страстей и пристрастий и возращения в нем христианских добродетелей. Надо помнить слова ап. Павла, что «знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8, 1)».

Ошибка в тексте