Самого Спасителя Заповедь:
«А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7:26-27)
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию. Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря и потому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни (Ин.12:48)»
Митрополит Антоний Сурожский:
«Неужели эти слова запали в мою душу так, что они переменили мою жизнь, мой образ мыслей, мои чувства, мою волю, всё мое существо?.. И если нет, то будем вновь и вновь слушать эти слова, – жалкие слова проповедника, бездонно-мудрые слова Христа, будем их слушать и ставить перед собой вопрос: живу ли я этим?»
Ефрем Сирин (373 – 379), преподобный, один из великих учителей Церкви IV века.
«Не утруждай себя чтением, за которым не следует дело, потому что закон выполняется только делами»
«Начало и первая степень – делать доброе по требованию природы; вторая, также не предосудительная степень, – знать, что должно делать, и что узнал, то исполнять; третья же, достойная строгого наказания, – многому учиться и пренебрегать тем, чему научился. Но до крайности глуп и неразумен тот, кто для того не учится, чтобы не делать»
Макарий Оптинский (Иванов) (1788 — 1860), преподобный, иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовный наставник.
«Прежде времени все уразумев, а не делая, плоды гнилые происходят»
«Но не одно это взыскивается от нас, чтобы только читать книгу и знать, что в ней написано, но надобно простираться и на делание, на борьбу со страстьми, видеть свою худость и немощь, смиряться от сего — разве долго воспитать внутреннего фарисея?»
Никон Оптинский (Беляев) (1888 – 1931), преподобный, иеромонах, святой оптинский старец.
«Они (писания) понимаются и усваиваются постепенно, по мере духовного роста читающего и подвизающегося, по мере получения разумения от их переживания и личных опытов. Между прочим, последнее является одной из причин необходимости перечитывания писаний отеческих…»
Тихон (Соколов) Задонский (1724 — 1783), епископ Воронежский и Елецкий. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.
«Что пользует семя посеянное, которое никакого плода не приносит? Ничего. Что пользует пища желудку, которая в сок и кровь не претворяется? Весьма ничего. Так и Слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащие от него не созидаются»
Алексей Мечёв (1859 — 1923), святой праведный, настоятель храма святителя Николая в Клённиках, духовный наставник. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.
«Закон Божий открывается нам по мере того, как мы входим в него своими делами»
«И пусть те из нас, которые много читают Слово Божие, которые считают своей прямой обязанностью читать Слово Божие каждый день, пусть не тщеславятся простым пониманием, пусть обратятся к тем, которые правильно шли по пути изучения, к тем, которые сотворили и потом уже научили, и пусть также помнят они, эти вторые, что только по мере того, как мы будем выполнять Заповеди Божии, в наших душах мало-помалу будут открываться через делание, через дела наши и остальные заповеди»
Серафим (Роуз) Платинский (1934 — 1982), иеромонах (Русская Православная Церковь Заграницей), миссионер, духовный писатель, преподобный, местночтимый святой Ахалкалакской епархии (Грузинская Православная Церковь).
«Почти все святоотеческие писания говорят о жизни действенной, а не о жизни в видениях»
«Существует только одна православная жизнь, и ею живет каждый, подвизающийся в Православии, будь он монах или мирянин, начинающий или уже опытный, сделавший не один шаг на духовном пути; «действие» или «практика» – это путь, а «видение» (теория) или «обожение» – это вершина пути»
Антоний (Блум) (1914 — 2003), митрополит Сурожский, доктор богословия, проповедник, один из известнейших православных миссионеров XX века.
«…это слово живое; от этих слов Христовых хоть на мгновение содрогается, оживает у нас сердце, но эти слова не уходят в глубины нашего естества, не делаются вдохновением нашей жизни, и мы проходим мимо, изумившись и оставшись бесплодными. Почему?»
Кирилл (в миру Иван Дмитриевич) Павлов (1919 — 2017), архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры. Один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конца XX — начала XXI веков.
«Тайны Божии постигаются не одним только умом человека, но всем образом его жизни»
«Можно, например, много изучать Библию с точки зрения чистой науки, как филологи изучают античную литературу, Гомера или Вергилия, однако такое внешнее изучение не приближает нас к истине и не приводит к Богу. Ведь нередко и атеисты для своих целей изучают Библию, но разве поможет им такое изучение?»
Сергий (Четвериков) (1867 — 1947), иеросхимонах, духовный писатель и публицист, педагог, деятель русской эмиграции.
«Евангелие меньше всего является предметом теоретического изучения»
«Не каждому нужно заковывать себя в цепи по примеру преп. Феодосия или проводить тысячу ночей в молитве на камне подобно преп. Серафиму, но и тот, кто напоит одного из малых сих чашею холодной воды во имя Христово, стоит на истинном Евангельском пути»
Нектарий (Морозов) (1972), игумен, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
«Преподобный Марк Подвижник – еще один автор, с которым тоже обязательно нужно познакомиться, особенно с его главами «О законе духовном» – уподоблял знание, не подкрепленное деланием, острому жезлу, на который человек хочет опереться в какой-то момент, а этот жезл протыкает его руку»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«Поэтому следует предупредить тех христиан, которым импонирует богатство богословской эрудиции, и они забывают о значении сердца, – здесь опасность жизни чисто умозрительной»