Кирилл (в миру Иван Дмитриевич) Павлов (1919 — 2017), архимандрит
Для того, чтобы понимать Священное Писание, нужно не просто читать и изучать его, но исполнять в своей жизни то, что там написано. Тайны Божии имеют следующую особенность: они постигаются не одним только умом человека, но всем образом его жизни. «Истинное знание есть жизнь в соответствии с познанной истиной», – говорит преподобный Иоанн Карпафский. Одно лишь теоретическое знание, не оправданное жизнью, есть только видимость, личина истины. К людям одного лишь теоретического знания применимы слова апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать». Можно, например, много изучать Библию с точки зрения чистой науки, как филологи изучают античную литературу, Гомера или Вергилия, однако такое внешнее изучение не приближает нас к истине и не приводит к Богу. Ведь нередко и атеисты для своих целей изучают Библию, но разве поможет им такое изучение? Также и диавол знает, конечно, текст Священного Писания, но при этом он далек от Бога и от истины, как никто другой.
Таким образом, непременным условием правильного изучения Слова Божия является исполнение в своей жизни того, что там написано. «Не довольствуйся, – говорит святитель Игнатий, – одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию». Также и преподобный Макарий Египетский говорит, что Божественные Писания – это как бы послания, написанные царем, в которых сказано: «Старайтесь скорее прийти ко мне и получить от меня царские дары» – и если не придем и не получим, то не принесет нам пользы чтение посланий, а напротив, скорее будем повинны смерти за то, что не хотели прийти.
Источник: О благодатном воздействии на душу человека каждодневного чтения Евангелия и Псалтири: наставления и изречения святых отцев и подвижников Православной Церкви. – Изд. Братства преподобного Иова Почаевского. — Москва : Мелиса, 2013. — 302. (Азбука.ру)