Антоний (Храповицкий) (1863 – 1936), митрополит Киевский и Галицкий, богослов, философ.
«О необходимости чтения Евангелия»
«Скажите, православные христиане! Если бы был такой человек, который за тяжкую вину был бы осужден по царскому закону на вечную тюрьму, а его добрый господин выпросил бы у царя, чтобы он того человека простил и принял бы сам на себя его наказание, а тот преступник остался бы на свободе; и вот этот добрый господин прислал бы ему благую весть, письмо, что я освободил тебя и сам за тебя принял от царя должную казнь: скажите, братие, что сделал бы тот освобожденный человек с этим драгоценным письмом?»
Лонгин (Корчагин) (1961), митрополит Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии.
«Слово Божие всегда должно звучать в сердце»
«Но видите ли, в чем дело ― все мы люди очень разные: и те, кто читает книги, и те, кто их написал. И здесь действует известный закон ― подобное притягивается подобным. Скажем, кому-то нравится святитель Игнатий (Брянчанинов) настолько, что затмевает собой всех других авторов. А у меня, например, такое отношение к святителю Феофану Затворнику, а святителя Игнатия я читаю более отстраненно. Это не значит, что кто-то из этих авторов лучше, правильнее, а кто-то нет. Есть такое святоотеческое понятие ― чувствилища души. И вот эти чувствилища у разных людей на разные вещи откликаются по-разному«
Владимир (Агибалов) (1966), епископ, архиерей Русской Православной Церкви, епископ Новокузнецкий и Таштагольский.
«О вере» + Видео (продолжительность 06:09)
«Церковь определяет верующего человека как того, кто знает волю Божью и исполняет её. Чтобы знать, надо читать Евангелие и труды святых отцов. Евангелие – это священная для христиан Книга. Она написана четырьмя учениками Христа, состоит из четырёх независимых друг от друга частей, в которых апостолы, то есть ученики, рассказывают о жизни, смерти, воскресении и учении Иисуса Христа. Если вы никогда её не читали, то рекомендую начать со второго Евангелия – от Марка – оно самое короткое и лёгкое для восприятия»
«Священное Писание» + Видео (продолжительность 05:14)
«Если ты видишь стройного мускулистого человека, это значит, что его мышцы – результат тяжёлых тренировок. Так же и духовная сила зависит от трудов, которые ты в них вложил. Царствие Божие достигается усилием, и его достигают те, кто стремится. Дай Бог, дорогие, всем нам усердия, радости в чтении этой Великой Книги и она наполнит нас мудростью и светом вечной жизни»
«5 книг, которые должен прочитать каждый» + Видео (продолжительность 06:10)
«В разнообразии литературы новичку непросто разобраться. Перед чтением книг церковных авторов надо помнить, что святые отцы «просто так», чтобы оставить «след в истории», никогда ничего не писали. Любые их произведения были написаны конкретно по какому-нибудь поводу. Написанное произведение – это выражение их опыта жизни в Церкви, поэтому читая их книги, следует внимательно вчитываться в слова, пытаясь уловить основную мысль автора»
«Православная книга сегодня» + Видео (продолжительность: 04:50)
«Ученые выяснили, что люди, которые много читали и писали, в старости теряли умственные способности на 32% медленнее, в отличие от тех, кто давал себе меньшие интеллектуальные нагрузки. А православная литература – это к тому же кладезь мудрости, ей уже 12 веков. Никакие исторические перипетии не смогли оставить ее в прошлом. Потому что каждому человеку, который берет в руки православную книгу с чистой душой и открытым сердцем – она дает ответ на самые важные вопросы: так было, так есть и так будет всегда!»
Савва (Мажуко) (1976), архимандрит, насельник Никольского монастыря в Гомеле. Белорусский православный публицист, писатель, телеведущий. Автор публикаций на нравственно-богословские и аскетические темы.
«Правильное чтение святоотеческой литературы»
«У меня был не совсем позитивный опыт. Книга произвела на меня двойственное впечатление: она очаровала меня, но, с другой стороны, этот текст раздавил меня, эта книга в каком-то смысле парализовала мою жизнь и волю, потому что тот портрет, который рисует преподобный Иоанн Лествичник, для простого человека настолько недостижим, что способен парализовать волю к действию»
Нектарий (Морозов) (1972), игумен, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.
«Святых отцов нужно читать делами»
«Открыли мы книгу, начали читать о действии какой-то страсти – обязательно нужно остановиться и подумать: как конкретно эта страсть действует во мне? Читаем мы о борьбе с этой страстью – и опять останавливаемся и задаемся вопросом: а борюсь ли с этой страстью так я? Или я борюсь как-то иначе? Или я вообще не борюсь? То есть чтение святых отцов должно быть для нас не только радостным и сладостным, но и обязательно должно быть мучительным. Если этого момента мучительности нет, то на самом деле оно бесплодно»
Сергий Бегиян (1981), иерей, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца города Столбцов, писатель.
«Терпкий глоток» слова. О чтении как пути к Церкви и чтении в церкви»
«Прийти в церковь можно и без чтения – от каких-нибудь скорбей или особых житейских обстоятельств. Можно родиться в православной семье и в силу этого с рождения участвовать в таинствах. Но оставаться в храме сознательно, возрастать духовно без чтения – вряд ли возможно. Вы мне можете возразить, что, мол, были и неграмотные святые, книг не читавшие. Да, конечно, были, а в древности их было множество. Но следует учесть, что в древности и даже еще лет 100–200 назад богослужение проводилось не совсем так, как сейчас. Сегодня в богослужении и в приходском храме, и в монастыре опускается очень существенный момент – чтение поучений»