Наставления священников и богословов

Антоний (Храповицкий) (1863 – 1936), митрополит Киевский и Галицкий, богослов, философ.

«О необходимости чтения Евангелия»

«Скажите, православные христиане! Если бы был такой человек, который за тяжкую вину был бы осужден по царскому закону на вечную тюрьму, а его добрый господин выпросил бы у царя, чтобы он того человека простил и принял бы сам на себя его наказание, а тот преступник остался бы на свободе; и вот этот добрый господин прислал бы ему благую весть, письмо, что я освободил тебя и сам за тебя принял от царя должную казнь: скажите, братие, что сделал бы тот освобожденный человек с этим драгоценным письмом?»

 

Лонгин (Корчагин) (1961), митрополит Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии.

«Слово Божие всегда должно звучать в сердце»

«Но видите ли, в чем дело ― все мы люди очень разные: и те, кто читает книги, и те, кто их написал. И здесь действует известный закон ― подобное притягивается подобным. Скажем, кому-то нравится святитель Игнатий (Брянчанинов) настолько, что затмевает собой всех других авторов. А у меня, например, такое отношение к святителю Феофану Затворнику, а святителя Игнатия я читаю более отстраненно. Это не значит, что кто-то из этих авторов лучше, правильнее, а кто-то нет. Есть такое святоотеческое понятие ― чувствилища души. И вот эти чувствилища у разных людей на разные вещи откликаются по-разному«

 

Владимир (Агибалов) (1966), епископ, архиерей Русской Православной Церкви, епископ Новокузнецкий и Таштагольский.

«Священное Писание»

«Если ты видишь стройного мускулистого человека, это значит, что его мышцы – результат тяжёлых тренировок. Так же и духовная сила зависит от трудов, которые ты в них вложил. Царствие Божие достигается усилием, и его достигают те, кто стремится. Дай Бог, дорогие, всем нам усердия, радости в чтении этой Великой Книги и она наполнит нас мудростью и светом вечной жизни»

 

Савва (Мажуко) (1976), архимандрит, насельник Никольского монастыря в Гомеле. Белорусский православный публицист, писатель, телеведущий. Автор публикаций на нравственно-богословские и аскетические темы.

«Правильное чтение святоотеческой литературы»

«У меня был не совсем позитивный опыт. Книга произвела на меня двойственное впечатление: она очаровала меня, но, с другой стороны, этот текст раздавил меня, эта книга в каком-то смысле парализовала мою жизнь и волю, потому что тот портрет, который рисует преподобный Иоанн Лествичник, для простого человека настолько недостижим, что способен парализовать волю к действию»

 

Нектарий (Морозов) (1972), игумен, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель епархиального информационно-издательского отдела, писатель.

«Святых отцов нужно читать делами»

«Открыли мы книгу, начали читать о действии какой-то страсти – обязательно нужно остановиться и подумать: как конкретно эта страсть действует во мне? Читаем мы о борьбе с этой страстью – и опять останавливаемся и задаемся вопросом: а борюсь ли с этой страстью так я? Или я борюсь как-то иначе? Или я вообще не борюсь? То есть чтение святых отцов должно быть для нас не только радостным и сладостным, но и обязательно должно быть мучительным. Если этого момента мучительности нет, то на самом деле оно бесплодно»

 

Сергий Бегиян (1981), иерей, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца города Столбцов, писатель. 

«Терпкий глоток» слова. О чтении как пути к Церкви и чтении в церкви»

«Прийти в церковь можно и без чтения – от каких-нибудь скорбей или особых житейских обстоятельств. Можно родиться в православной семье и в силу этого с рождения участвовать в таинствах. Но оставаться в храме сознательно, возрастать духовно без чтения – вряд ли возможно. Вы мне можете возразить, что, мол, были и неграмотные святые, книг не читавшие. Да, конечно, были, а в древности их было множество. Но следует учесть, что в древности и даже еще лет 100–200 назад богослужение проводилось не совсем так, как сейчас. Сегодня в богослужении и в приходском храме, и в монастыре опускается очень существенный момент – чтение поучений»

Ошибка в тексте