Вопросы и ответы
О чтении Священного Писания
- Какая есть молитва перед чтением Евангелия?
- Какое Евангелие читать первым?
- Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?
- Как должны христиане читать Слово Божие, чтобы была польза?
- Почему нам, людям XXI века, полезно читать Апостол (книги «Деяния святых апостолов», «Послания святых апостолов»?
- Почему сейчас так обострилась проблема актуальности Евангелия? Почему часто можно услышать о том, что Евангелие, христианская жизнь в целом устарели? Неужто Новый Завет и правда не вписываются в нашу современную жизнь?
- Зачем мне читать Священное Писание вновь, ведь я его уже много раз читал и все знаю?
- Как читать Евангелие, чтобы оно воспринималось внутренне?
- Как нужно относиться к словам в Евангелие?
- Какие ошибки можно допустить при чтении Священного Писания?
- Как читать Евангелие за ближних?
- Что означает в отношении Священного Писания «читать делами»?
- Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов?
- Нужно ли при чтении Священного Писания полностью отказаться от своего разума и не толковать самостоятельно?
- Что делать, если в толкованиях на Священное Писание святые отцы противоречат друг другу?
- Нужно ли читать весь Ветхий Завет по порядку, начиная с первой главы первой книги, или можно прочитать отдельные книги, а какие-то пропустить?
- Опытные люди советуют читать Евангелие обязательно каждый день. Еще ― Апостольские послания, Псалтирь… К сожалению, сегодня работающему человеку очень трудно выбрать время для этого. Почему все-таки необходимо читать Евангелие ежедневно, что это дает человеку?
- На каком языке лучше читать Евангелие дома — на русском или церковнославянском?
- Можно ли читать Евангелие с телефона — в транспорте или, допустим, в школе, ожидая ребенка с занятий? Или это недопустимое отношение к священной книге?
- Чтение Священного Писания отличается от любого другого?
- Почему на службах изо дня в день Евангелие читается не подряд, а отрывками из разных мест?
- Слышала от знакомых, что они не читают Евангелие, потому что считают, что не готовы к нему. «Не дорос», «не дозрел», «не время»… Так и со мной было на заре моего воцерковления. Это естественно? Такое бывает, что «время не пришло»? Или здесь что-то иное скрыто?
- Что главное мы, считающие себя христианами, должны усвоить из Евангелия? Какой minimum minimorum, какую сердцевину нельзя упустить, чтобы оставаться христианином в современном мире?
- В чем заключается польза от чтения Псалтири и нужно ли брать благословение на чтение этой книги?
- Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?
- У многих реальных и потенциальных читателей Библии остаётся вопрос: а как можно написанному в ней начать доверять, если рациональных оснований нет?
- Вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?
- Новый Завет завершается книгой «Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Это, пожалуй, самая сложная и таинственная книга Священного Писания. Нужно ли ее читать, ведь многое остается непонятным?
О чтении духовной литературы
- Что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию?
- Какую литературу можно называть христианской?
- Кто такие святые отцы в православном понимании (например, если брать определение из учебника о. Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие», то это и современные авторы, Паисий Святогорец, и Антоний Сурожский)?
- В чем значение отцов Церкви для нас, живущих в XXI веке?
- Как вообще стоит относиться к конкретным советам отцов в разных жизненных ситуациях? (К примеру, св. Иоанн Златоуст был строг к женской косметике).
- Действительно ли каждому православному рекомендовано святоотеческое чтение? Можно ли обойтись современными учебниками?
- Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: ″Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни″. Но ведь святоотеческая литература — это в основном монашеские книги. Можно ли и нужно ли их читать мирянам?
- Есть ли какие-то советы как совмещать поучения святых отцов с сегодняшней реальностью?
- Каковы законы и принципы духовного чтения?
- Отличие духовной литературы от любой другой ― ее надо не только прочитать, но и исполнять на деле. Как этому научиться, на что обратить внимание?
- Существуют тысячи трудов православных авторов. Как ориентироваться в таком объёме литературы?
- Мне приходилось слышать, что как раз «Лествица» вызывает какой-то страх у людей и кажется непонятной и тяжело исполняемой. Почему это происходит?
- Нередко молодые и семейные люди, желая приобщиться к христианскому опыту богообщения, читают монашеские книги, которые написаны для монашествующих – «Добротолюбие», «Лествицу». Насколько полезно им такое чтение? Как правильно относиться молодому или мирскому человеку к такому чтению, чтобы не навредить себе?
- По какому принципу составляли «Добротолюбие»?
- После прочтения святоотеческих трудов человеку хочется проникнуться высотой опыта богообщения, которого достигли подвижники. Как не переоценить свои силы в совершении желанного подвига и не навредить себе?
- Почему в Церкви так мало святых, прошедших семейным путем? Почему у нас так мало духовных сочинений, ориентированных именно на него?
- Нужно читать разных святых отцов или выбрать какого-то одного святого отца и его читать, и ему следовать?
- Насколько готов читать современный христианин, или книги всё же вытесняются аудио- и видеоформатами?
- Если говорить о богословских дисциплинах – литургике, догматике, нравственному богословию, апологетике, сравнительному богословию, – то в какой последовательности рекомендуется их постигать?
- Можно ли сказать, что есть литература, которая несёт духовный заряд или любая книга воздействует на силы души (ум, чувства и волю), а на человеческий дух может воздействовать только Бог?
- Каким образом отличить подлинное учение свв. отцов, имеющее авторитет, от частных мнений тех или иных отцов, которые могут быть и ошибочными?
- Может ли светская классическая литература тоже быть «православной»?
- Можно ли обозначить границы понятия «христианская литература»?
- Может ли светская классическая литература привести ко Христу?
- Насколько вообще возможен вымысел в описании православным человеком духовных явлений?
- Если любая литература, которая не является антихристианской, уже сама по себе христианская («Кто не против вас, тот за вас»), как подобное утверждение может реализовываться на практике, в православном книгоиздании и книготорговле?
- Как ориентироваться в современном потоке информации, как отличить правду от полуправды и лжи, кому доверять?
- О чем именно должна говорить современная православная литература?
