«Лучшее время для чтения слова Божия – утро, житий – после обеда, святых отцов – незадолго перед сном. Можно, следовательно, касаться всего понемногу каждый день»
Святитель Феофан Затворник
«Любое подвижническое делание – а чтение — это тоже подвижническое делание – должно носить упорядоченный характер. Если человек начинает беспорядочно молиться, если человек начинает беспорядочно питаться, даже если человек начинает беспорядочно ходить в храм, то спустя какое-то время это приводит к какому-то перекосу»
Игумен Нектарий (Морозов)
Николай Успенский (1853 – после 1918), протоиерей, автор многих назидательных книг о православных праздниках, христианском богослужении и нравственном самосовершенствовании.
«Когда и в каком порядке читать Библию»
«Хотя надобно употреблять более времени на псалмы и Новый Завет (книги учительные), но не нужно оставлять ни одной. Одна книга проливает свет на другую. В Библии есть молоко для младенцев, есть и твердая пища для взрослых»
«Чтение книги, помимо всего прочего, создает определенный духовный настрой, который для нас крайне важен. Почему преподобный Амвросий Оптинский советовал обязательно какое-то время с утра уделять чтению святых отцов? Он говорил: хоть пять, хоть десять минут, если у тебя другого времени нет, но почитай. А потом в течение всего дня, как говорил он, нужно, как корова жвачку, пережевывать это прочитанное, то есть постоянно вспоминать, обращать в своем сердце и в своем уме.
И действительно, это создает определенную атмосферу, в которой человек живет. Преподобный Варсонофий Великий говорил, что если в жернова бросить какую-то ерунду, то получится ерунда, а если туда положить чистое зерно, то получится мука, из которой можно испечь хлеб. Он говорил, что если ты с утра проснулся и можешь дать себе чистое зерно – дай себе его.
«Чистым зерном» в данном случае может быть и молитва, и чтение. Вот почему хорошо с утра хотя бы что-то прочитать. На ночь чтение тоже может быть плодотворным, как и в течение дня, но тот, кто именно утром пять минут потратит, уже совершенно с другим душевным состоянием войдет в наступивший день»
«Познание Слова Божия приходит постепенно, и притом каждому дается сколько может его вместить в своем уме и сердце. Читай Св. Писание постоянно, ежедневно, в свободное от житейских дел время, всего лучше утром, до начала работы или вечером, по окончании её, уделяй на это святое дело хотя полчаса, хотя четверть часа ежедневно. Начинай чтение молитвою: «Господи! благослови и вразуми…» и, окончив чтение, поблагодари… Читай по порядку одну книгу Св. Писания за другою, – преимущественно книги Нового Завета, и постепенно в меру, какую можешь восприять, ты будешь умудряться и освящаться тем или другим словом Божиим, «вкушая» его»
Николай Александрович Астафьев «Пособие к разумному чтению Библии»
«Св. Церковь, – пишет еп. Никон, – постановила мудрое правило: неизменно, каждый день, на Божественной службе, читать Слово Божие. На каждой литургии читается Апостол и Евангелие, так что в течение года прочитывается весь Новый Завет, кроме Апокалипсиса; а когда не бывает Литургии, например, в Великом Посте, то предлагается чтение из Ветхого Завета». – Читай и ты, брат возлюбленный, читай каждый день неопустительно хотя те отделы или зачала, которые положено читать в церкви; читай их утром, пока сердце твое не засорилось житейской суетой, пока мысли твои не рассеялись после твоей утренней молитвы. В молитве ты открываешь Богу свое сердце, а в Слове Божием Сам Бог беседует с тобою. Освяти же свои мысли, свое сердце, свою душу Словом Божиим!..»
«Как читать Библию? Приложение: Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии»
«Духовная молитва мыслима только тогда, когда подавляются плотские притязания, плотские услаждения, страсти, пороки – всё это должно быть отменено для того, чтобы дух мог возноситься к Богу в молитве. Кто хочет молиться усердно, чтобы его молитва была услышана, должен быть воздержанным. Святые отцы говорят даже: «с наполненным чревом невозможно ве́дение тайн Божиих», и не думай постигать тайны Божественного Писания. Это практически невозможно. Вот почему, если есть возможность, Библию, Евангелие всё-таки рекомендуется читать с утра, до того, как мы отяготим своё чрево обильным завтраком. Надо читать и молиться, по возможности, на пустой желудок.
Помните пословицу: «Сытое брюхо к учению глухо»? Так зачем же? Если оно к учению глухо, то тем более не может постигать духовное откровение сло́ва Божия. Как я могу постигать Богодухновенное Писание, если сам приступаю к нему с насыщенным чревом?! У них «бог – чрево», и «сила его – бог его» (Флп. 3, 19; Авв. 1, 11). Вот эти все препятствия нужно уничтожить. Нужно, чтобы у нас было то, что заповедано Господом. А Господь сказал: «на кого воззрю, токмо на кроткого, на смиренного и сокрушенного духом», на того, кто смиряется и сердцем сокрушается (Ис. 66, 2). А это сокрушение немыслимо для человека, если он будет объедаться яствами, покоящими и наслаждающими его чрево, его плоть»
Протоиерей Михаил Труханов. «Беседы с духовными чадами»
«Обычно первое, что читает христианин после пробуждения — это утренние молитвы. Поэтому логично читать Евангелие именно после них или вообще отдельно, например, днем или вечером. Перед чтением желательно прочесть Молитву перед чтением Евангелия»
Протоиерей Андрей Ефанов «Как и когда читать Евангелие дома?»
«…Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с деяний, и просите Господа о познании Истины»
«Традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя. Такое чтение может быть разным. Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам — отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я ее рекомендую): читать в день три главы Нового Завета — по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время.
Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать — по кафизме в день или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…» — это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания, не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день.
Митрополит Владимир Лонгин (Корчагин) «Чтение Евангелия каждый день»
«Хорошо бы и Псалтирь читать по порядку, по кафизме, например, в известные времена. В ней найдутся молитвы, наставления утешения, на разные случаи и состояния духа. При других… чтениях две кафизмы, может быть, и неудобно читать каждый день постоянно. Если и одну прочитаете неспешно, тихо прислушиваясь к духу Псалмопевца, и нечто, что ближе коснется сердца, постарайтесь и после чтения воспоминать в должную минуту, труд не будет тощ пред Господом»
«Очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.
На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.
Иерей Андрей Чиженко «почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?»
«Слово Божие – пища для души и тела. В обязанности христианина: не лягу спать, если не прочитаю одну главу Евангелия; две главы Посланий, начиная с Деяний апостолов и кончая Откровением святого Иоанна Богослова; несколько псалмов из Псалтири. И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет и Псалтирь, что и нужно… Надо сделать три закладки и читать подряд, а когда прочитаем все – снова начинать, и так всю жизнь»
Схимонахиня Антония (Кавешникова)
«Обычная практика чтения Священного Писания предполагает, что христианин должен прочитывать в день одну главу из четырех евангелистов, начиная с евангелиста Матфея и две главы из апостольских посланий. Таким образом, при прочтении четырех евангелистов, прочитываются все тексты апостольских посланий. Если христианин не находит нужного времени для чтения Нового Завета таким образом, то можно использовать другую схему чтения. В церковном календаре ежедневно предлагаются чтения небольших отрывков (“зачал”) из Евангелия и апостольских посланий. По объему они примерно в десять раз меньше обычного чтения»
«Приняты три основные ежедневные способа чтения Нового Завета.
Полезно из ежедневного чтения выписывать наиболее запомнившуюся цитату. Хорошо и выучивать. По словам прп. Серафима Саровского «ум должен плавать в словах Священного Писания».
Накануне воскресного дня полезно заранее прочитать и осмыслить апостольское и евангельское зачало.
«Читать слово Божие надо ежедневно – не обязательно много, но обязательно внимательно, прислушиваясь к тому, что особенно коснется сердца. «Исполняйте, по возможности, то, – учит Московский иерарх, – на что не нужно разрешения ни высшей, ни меньшей человеческой власти, – читайте слово Божие, больше или меньше, но не лишайте себя каждый день сего истинного насущного хлеба. Не столько много, сколько внимательно читать должно. Новый Завет читать полезно бы по порядку, по одной главе в день, или по две, когда время позволяет. Доброе также дело, приносящее духовный плод, есть мысленное и сердечное употребление изречений Священного Писания в разных случаях, дабы поставить себя в присутствие Божие и сохранить или восстановить спокойствие духа».
«Обыкновенно для более удобного и лучшего ознакомления с Библией рекомендуют последовательное и неопустительное чтение этой книги по главам, полагая по главе на каждый день. Такое изучение Библии может быть и неутомительным, и плодотворным. Ничего не возражая против такого изучения Библии по существу и рекомендуя его со своей стороны тем, кто найдет его для себя целесообразным, нельзя, однако, настаивать исключительно на этом способе изучения Слова Божия. Пусть всякий христианин при чтении и изучении Слова Божия сообразуется не столько с требованиями «метода» изучения, сколько с настроением своей собственной души, и читает эту книгу не столько по обязанности, сколько по влечению сердца. Нужды нет, что он в один день прочитает не главу, а несколько подряд, а в другой день не успеет прочитать и одной главы. Важно не то, сколько и когда он прочитает, а то, чтобы он никогда не забывал этой книги, чтобы он, по возможности, чаще прибегал к ней и читал ее с глубоким проникновением в ее высоко назидательный смысл, как книгу – в собственном смысле настольную»
«Как читать Библию? Приложение: Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии»
«Наша православная традиция предлагает один из самых древних способов чтения Священного Писания, который назывался размышлением над Писанием, по-латински meditatio. Древние монахи читали один маленький отрывок Писания и целый день размышляли над ним. Чтение такого отрывка занимает минуту. Но ты живешь с ним целый день, периодически вспоминаешь его. Преподобный Антоний Великий говорил, что как верблюд жует жвачку, имеет горбы, и потому может в пустыне долго не есть и не пить, так и христианин, «питаясь» Священным Писанием и Словом Божиим, обретает некую духовную силу в пустыне греха. Это самый древний способ чтения Писания. Самое интересное, что он подходит как древним монахам, так и современным православным христианам, которые живут в условиях городской суеты.
Есть и другая традиция, которую можно комбинировать с предыдущей. Истоки ее я вижу в письмах и советах Оптинских старцев. Ее суть заключается в нескольких методиках чтения. Например, глава из Евангелия и две главы апостольских посланий. Или глава из Евангелия, глава из апостольских посланий и глава из Ветхого Завета»
«Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека…»
Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)
«Читать библейские книги методологически было бы правильно, начиная с Нового Завета, и после переходить к Ветхому Завету. Хотя хронологически и событийно надо начинать с Ветхого Завета. Исторически это правильно. Если идти путем получения человечеством Откровения, то ты лично проходишь этот путь: от Ветхого человека к Новому человеку. Но логично это лишь в том случае, если у человека, во-первых, хватит терпения прочитать всё. Во-вторых, пока он будет читать от Бытия до Маккавейских книг и от Матфея до Апокалипсиса, он не будет совершать резких движений. Нужно постараться на паузу поставить слишком радикальные выводы и не торопиться в жизни выполнять то, что он прочитает в Священном Писании, пока он не прочитает его полностью.
Большинство личных духовных катастроф и катастроф в глобальном плане, если говорить о религиозных течениях и конфессиях, происходит именно потому, что человек, либо не читает всю Библию, либо, прочитав ее всю, пользуется какими-то излюбленными местами. Первый враг – это редукционизм чтения до того, что тебе понятно и что ты готов сам принять. Поэтому все-таки безопаснее и методологически правильнее начинать с Нового Завета. Потому что только в свете Нового Завета можно понять Ветхий Завет. Ветхий закон находит свое завершение к пользе каждого верующего. Этимологически наше слово «цель» происходит от греческого «телос», что в переводе означает «цель», «конец», то есть достижение цели. Но, читая Новый Завет, мы все равно знакомимся с Ветхим Заветом, потому что встречаем на его страницах много цитат оттуда»
«Я бы Вам рекомендовал начать чтение Библии с Нового Завета, точнее, с Евангелия от Марка — самой короткой Благой вести о жизни и проповеди Воплотившегося Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Причём Вам надо не просто читать текста Евангелия, а пользоваться святоотеческими его толкованиями. Далее прочитайте остальные Евангелия — от Луки, от Матфея, от Иоанна. Затем прочтите Деяния Святых Апостолов и их, Апостолов, Послания. После Нового Завета я бы Вам рекомендовал прочесть из Ветхого Завета первую книгу — Бытие. В ней говорится о творении мира, о грехопадении первых людей. При её чтении важно понимать, что события творения и грехопадения описаны в книге языком метафор. Именно поэтому, помимо книги необходимо также изучать толкования на неё. В частности Святые Отцы писали «Толкования на шестоднев», эти их работы очень помогут Вам в изучении книги Бытия»
Иерей Роман Посыпкин «Как правильно читать Библию»
«Священнослужители советуют новоначальным начинать знакомиться со Священным Писанием с Нового Завета. Для христиан это самая важная часть Библии, а вот с Ветхим Заветом следует знакомиться в свете Нового. Иногда священники советуют начинающим христианам вообще отложить чтение Ветхого Завета до лучших времен, чтобы не впасть в искушение и соблазн. Регулярно посещающему храм и бывающему на литургии этого будет вполне достаточно, ведь на богослужениях Библию читают регулярно, а священник дает все необходимые пояснения.
Более того, на некоторых приходах библейский отрывок прочитывают сначала на церковнославянском, а потом родном языке, ведь главный критерий заключается в том, чтобы Библия была понятной. Как тогда, так и сегодня многие библейские выражения требуют пояснения. Не впервые такая проблема возникла в XIX веке, но она так усугубилась, что потребовала перевода Священного Писания на русский язык – Синодального перевода Библии. Он прошел проверку временем, оказал громадное влияние на становление русского языка и всей русской культуры в целом»
Традиционно Евангелие читается стоя. Но если Вы его изучаете, тем более, если читаете с толкованием (то есть это уже не столько чтение — молитва, сколько чтение — изучение текста), вполне можно читать его сидя. И если Вы себя неважно чувствуете, безусловно, стоит прочитать текст сидя, чем ждать, когда появятся силы на то, чтобы постоять, держа в руках книгу. Самое главное — это читать с благоговением, со вниманием тексту, стараясь применить в своей жизни то, что там написано.
Протоиерей Андрей Ефанов «Как и когда читать Евангелие дома?»
«Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт. Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после»
Иерей Андрей Чиженко «почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать?»
«Читать Св. Писание следует с предварительной молитвой и благоговением (здоровым — не лёжа и лучше не перед сном). Предпочтительно читать вслух. Чтение Библии не просто познавательное, но духовное делание, один из 4-х главных столпов духовной жизни»
«Открывай свое сердце Господу со всеми немощами своими, не оправдывай себя, считай себя достойной не только временных скорбей, но и вечных мук, не теряя, однако, надежды на милосердие Божие, надеясь на крестные страдания Спасителя, взявшего на Себя грехи всего мира, – и обретешь отраду, и мир, и спасение. Можешь читать Псалтирь или другие какие молитвы сидя и лежа, только не давай воли празднословию и мечтаниям»
«Сам Христос присутствует в Святом Евангелии и говорит из него с нашей душой. Поэтому Церковь почитает Евангелие как Самого Христа: пред ним несут зажженные свечи, а священнослужители снимают камилавки и митры, приступая к его чтению. Некоторые из христиан (включая преподобного Серафима) считали возможным читать Евангелие только стоя или на коленях. Но это, конечно, необязательно. Архиепископ Арсений (Чудовской) считал непредосудительным читать Евангелие и сидя»
«Относительно описанного тобою разделения времени, кажется, два часа на чтение много после чаю; довольно часа, писано есть: «Нашел ты мед, — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч. 25:16).
Книги читай с начала начиная, продолжай сряду, но не все одну, а утром в одной прочти, вечером в другой; читайте не для любознательности, а для научения благочестию и познания своей немощи, а от сего к смирению приходите»
Преподобный Макарий Оптинский
«Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй – что читала, как овца жвачку. Списывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Поскольку чтение святых отцов – это все-таки пища твердая, и эта пища не всегда легко усваивается, то, наверное, читать часами святых отцов все-таки не стоит — это может быть полчаса в день, это может быть час, но вряд ли больше.
Если же у человека есть время для чтения – если он такой счастливый человек, – то он может одновременно со святоотеческой книгой читать какую-то книгу, скажем, по истории Церкви или по богословию и параллельно какую-то книгу жизнеописательного, житийного характера.
Помимо этого можно найти – например, в советах Оптинских старцев – рекомендации прочитать конкретную главу из того или иного святого отца по какому-то определенному поводу. Скажем, часто бывает, что люди приходят на исповедь и говорят о том, что их смущают хульные помыслы. Посоветуешь человеку прочитать главу преподобного Иоанна Лествичника о неизъяснимых хульных помыслах, и у человека все становится на свои места. Он понимает, что это помыслы не его, он понимает, что он не может одновременно молиться и хулить – значит, хулит враг, и единственный способ от этого избавиться – просто не обращать внимания. Потому что враг очень горд, и когда на него внимания не обращают, он уходит; а если человек пугается, если человек смущается, он обязательно будет в эту точку без конца бить и человека этими помыслами буквально забрасывать и мучить.
Но помимо этого точечного, скажем так, чтения, все-таки необходимо читать книги от начала до конца, знакомиться с авторами. И некоторые книги, безусловно, в течение всей жизни нужно перечитывать. И авву Дорофея, и «Лествицу», и преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, потому что ответы на вопросы, которые они дают своим ученикам, по своей мудрости, по своей действенности совершенно удивительны»
Игумен Нектарий (Морозов)
«Здесь неуместен формальный подход: допустим, во что бы то ни стало прочитывать пять или десять страниц в день. Необходимо соизмерять свои силы. Возможно, для кого-то будет достаточно и нескольких строк. Иногда одно краткое высказывание сразу ложится на сердце и дает человеку больше пользы, чем прочитанный впопыхах увесистый том. В любом случае необходимо предельно сосредоточиваться на чтении, чтобы оно было осмысленное. Святых отцов нельзя читать «между делом». Нужно вдумываться в слова, иначе они не дойдут до сердца. Если же мы от рассеяния или от усталости не понимаем, что читаем, то лучше книгу отложить. В то же время, все-таки необходимо за житейскими заботами и делами находить время для чтения святых отцов и составить себе определенный распорядок относительно этого, а то получается, что для всего мы находим время, а для того, что составляет единое на потребу — нет»
Согласно этой схеме, цикл новозаветных чтений повторяется в течение года четыре раза. Если ежедневно читать также три главы из Ветхого Завета, он будет целиком прочитан в течение года. Начинать цикл чтения было принято в церковное новолетие — 1/14 сентября.
«Из Оптиной пустыни, с которой отец Сергий поддерживал глубокую духовную связь, он получил «Схему ежедневного чтения Священного Писания Нового Завета». Поскольку старцы жестко рекомендовали читать ежедневно по две главы апостольских посланий, то при переходе к Апокалипсису надо было читать уже по одной главе в день, чтобы выдержать общий строй схемы. Отец Сергий отредактировал чтение посланий таким образом, чтобы и из Апокалипсиса в день читались бы две главы. Эту чуть измененную «Схему» отец Сергий дал своей общине.
«Почти всем духовным детям отец Сергий благословлял читать ежедневно по главе Апостола и Евангелия, но однажды решил, что всем, включая его самого, надо читать одновременно одну и ту же главу, чтобы это чтение и в разлуке всех объединяло. Этому одновременному чтению он придавал особенное значение и велел беречь его больше всего остального правила, то есть когда не удавалось прочитать правило, главу Евангелия надо было обязательно прочитать»
Источник: И.В. Басин Чтение Священного Писания