«Мне кажется, что православной книгой является всякая книга, прошедшая отсев временем и вошедшая в то, что мы называем классикой»
Протоиерей Андрей Ткачев
«Святые отцы о вреде чтения светских книг»
Лонгин (Корчагин) (1961), митрополит Симбирский и Новоспасский, глава Симбирской митрополии.
«Уроки классики: воспитание чувств»
«Скажем, в годы моей молодости я знал нескольких человек, которые, прочитав роман «Мастер и Маргарита» ― книгу выдающуюся в литературном, но весьма спорную во всех остальных отношениях, настолько заинтересовались евангельской темой, которая тогда практически не звучала (дело было на рубеже 1970-1980-х годов), что это стало для них поводом найти и прочитать Евангелие»
Пахомий (Брусков) (1976), епископ Чистопольский и Нижнекамский, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
«Что мы читаем? О чтении классической литературы»
«Монаху в келье, у которого в руках постоянно Священное Писание, возможно, Пушкин, Гоголь и Чехов не очень нужны, но мирянам надо быть людьми разносторонне образованными. Умный человек будет черпать знания из всех источников, которые приносят пользу. Когда святителя Василия Великого спросили по поводу чтения светской литературы, он ответил так: «Все, что помогает душе обрести спасение, – полезно»
Симеон (Томачинский) (1973), архимандрит, кандидат филологических наук, кандидат богословия, литературовед и журналист.
«Зачем нужна художественная литература священникам, монахам и мирянам»
«Другой наш знаменитый писатель Фазиль Искандер как-то сказал: «Цель искусства – очеловечивание человека». Действительно, «воспитание чувств», возделывание сердца (а слово «культура», как известно, и означает в переводе с латинского «возделывание») – необходимое условие становления личности»
Максим Козлов (1963), протоиерей, профессор Московской духовной академии, богослов, педагог и религиозный публицист. Председатель Учебного комитета РПЦ.
«Об ограниченности и безграничности христианской литературы»
«Другое дело, что и автор должен быть образован, мировоззренчески глубок, убедителен в том, что он пишет. Конечно, облегчённая литература имеет своего массового читателя. Многим проще узнавать о духовной жизни из подобных книг Вознесенской, а не из творений святых отцов или даже из книг иеромонаха Серафима (Роуза), который пишет на ту же тему, но без сладости словес»
Андрей Ткачёв (1969), митрофорный протоиерей, настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах (с 5 января 2024 года), проповедник и миссионер, телеведущий.
«О классической светской литературе»
«Отказываясь от культурного наследия, мы остаемся один на один с аскетикой, отсекая от Православия огромное количество людей, не таких крепких духом, как великие подвижники. Схимнику не стоит, наверное, читать Пушкина, но православный человек, знающий и любящий свою родную культуру, может вздохнуть вместе с классиком: «И я… „над вымыслом слезами обольюсь“». Если люди не будут читать Евангелие, то вскоре не будут читать вообще. С другой стороны, именно в читательской среде находится место Евангелию»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«Христианину нужна осторожность при чтении светской литературы»
«Естественно, что далеко не всем будет возможно полностью отказаться от чтения светской художественной литературы. Невозможно уклоняться от ее чтения, например, школьникам, которые обязаны изучать ее, и учителям, наставникам и пастырям, которым надо разбираться в ней: здесь остается лишь молиться об исполнении обетования Господа о безвредности ядов – в данном случае душевных – для уверовавших в Него (Мк. 16, 18)»