Протоиерей Николай Успенский «Когда и в каком порядке читать Библию»

Читай как можно чаще, и особенно утром после утренней молитвы, чтобы настроить по-христиански душу свою на целый день, и вечером, после вечерней молитвы, чтобы также настроить душу на сон грядущий.

Преимущественно же приличные дни для этого – дни воскресные и праздничные, когда мы, оставляя житейские заботы, должны посвящать все Богу и своему вечному спасению.

Но когда бы ни читали Библию, будем всегда начинать чтение сердечным воззванием к Господу: открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118, 18).

В каком порядке читать Библию.

Во-первых, нужно приучать себя к чтению Священного Писания правильному и постоянному. Поставьте себе правилом каждый день прочитывать что-либо из Библии, хотя бы несколько стихов. Большая часть из нас, без сомнения, имеют время прочитывать гораздо более: такие хорошо сделают, если утром будут читать из Нового завета, а вечером – из Ветхого завета, или наоборот.

Для тех, кто размышляет о Библии, она всегда представит что-нибудь новое, прежде незамеченное. Не думайте, будто вы все сделали, прочитав один раз Священную книгу: нужно много раз перечитывать ее и внимательно останавливаться на ее содержании. При таком чтении Библии мы получим гораздо более познания и назидания, нежели при чтении беглом и беспорядочном.

Нужно прочитывать нам всю книгу прежде, чем перейдем к другой, и нужно прочитать всю Библию. Если вы читаете одно Евангелие утром, то окончите его прежде, чем начнете другое; и если книгу Бытия читаете вечером, окончите ее прежде, чем перейдете к следующей. При таком порядке вы в состоянии будете заметить связь между различными частями Библии.

Хотя надобно употреблять более времени на псалмы и Новый Завет (книги учительные), но не нужно оставлять ни одной. Одна книга проливает свет на другую. В Библии есть молоко для младенцев, есть и твердая пища для взрослых.

Может быть, небесполезно начинать чтение с книг ясных и удобопонятных, но всего лучше читать по порядку оба Завета вместе и притом от начала до конца.

И тот, и другой Заветы начинаются книгами историческими, затем преподаются преимущественно догматы и заповеди и заканчиваются пророчествами, которые труднее всего для понимания. Оба Завета не только объясняют друг друга взаимно, но, будучи соединены вместе, подобно двум лучам солнца, приближенным друг к другу, распространяют от себя гораздо больше света, чем будучи разделены.

Не нужно однако ж следовать одному и тому же порядку, когда цели чтения различны. Указанный порядок, без сомнения, есть лучший, когда имеем в виду приобрести твердые и всесторонние познания в Священном Писании.

Но если мы читаем Библию для того, чтобы только воспитать в себе дух благочестия, то лучше читать в один раз немного и не затруднять себя последовательным чтением, а избирать некоторые места из книг, ближайшим образом для нас полезные, размышлять о них исключительно в отношении к деятельности и назиданию, извлекать наставление так, как оно представляется нам, и принимать его сердцем, искренно желая соблюсти его и прося для того помощи Святого Духа.

Все люди, к какому бы они сословию ни принадлежали, в каком бы положении ни находились и какого возраста ни были: правители и подчиненные, мужи и жены, родители и дети, владыки и рабы, богатые и бедные, праведные и грешные, счастливые и несчастные, образованные и необразованные – все могут найти в Библии наставления как в том, что должны делать, так и в том, чего не должны делать в отношении к Богу, ближним и себе самим.

Как оставаться во мраке, когда можно видеть свет? Как неблагодарно оставлять трапезу, которую к нашему благу предлагает щедрый Домовладыка! Да просвещается всякий истинным Словом Божиим, да руководствуется его правилами среди всех превратностей жизни, да находит опору среди искушений в божественных догматах, утешение в печали – в божественных обетованиях («Духовные беседы», 1860 г., стр. 353–355, 366).

Источник: Спутник христианина : сборник духовно-нравственных статей / сост. священник Николай Успенский. — Минск : Белорусская Православная Церковь, 2013. — 671 с. (Азбука.ру)

Ошибка в тексте