Игумен Нектарий (Морозов) «Читать делами»

Игумен Нектарий (Морозов) (1972)

Как говорил когда-то преподобный Лев Оптинский, святых отцов обязательно нужно читать делами. Если человек читает святоотеческую книгу, но не пытается это применить в своей жизни – не останавливается, не рассматривает самого себя, как бы перед зеркалом находясь перед этой книгой, – это обязательно забудется. Приходят люди и говорят: «Вот я и это читал, и это читал, и это читал – и ничего не помню».

И мне всегда вспоминается пример из жизни Оптиной пустыни. К одному из Оптинских старцев пришел кто-то из вновь поступившей братии и спросил: «Что вы, батюшка, благословите почитать?». Он сказал: «Прочитай преподобного авву Дорофея». Тот прочел, пришел и говорит: «А что дальше?». – «А дальше прочитай еще раз». Он послушно прочитал еще раз, опять пришел и получил совет прочитать третий раз. Это напоминает опять-таки историю из жизни преподобного Павла Препростого, который услышал первые слова Псалтири – «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1) – и ушел. А тогда было принято заучивать наизусть целые псалмы и даже, может быть, целую Псалтирь, у кого получалось. И вот тот, кто его учил, спрашивает: «Куда ты ушел? Ты так и не продвинулся на этом пути». Он говорит: «Я действительно на этом пути не продвинулся, я пока услышал только первую фразу и решил, что пока не стану тем, кто не идет на путь нечестивых, мне не имеет смысла учить дальше».

Примерно такой же принцип должен прилагаться и к чтению святоотеческих книг. Ведь это не просто материал, с которым нужно познакомиться, – нужно обязательно все, прочитывая, прилагать к себе. Открыли мы книгу, начали читать о действии какой-то страсти – обязательно нужно остановиться и подумать: как конкретно эта страсть действует во мне? Читаем мы о борьбе с этой страстью – и опять останавливаемся и задаемся вопросом: а борюсь ли с этой страстью так я? Или я борюсь как-то иначе? Или я вообще не борюсь? То есть чтение святых отцов должно быть для нас не только радостным и сладостным, но и обязательно должно быть мучительным. Если этого момента мучительности нет, то на самом деле оно бесплодно.

Преподобный Марк Подвижник – еще один автор, с которым тоже обязательно нужно познакомиться, особенно с его главами «О законе духовном» – уподоблял знание, не подкрепленное деланием, острому жезлу, на который человек хочет опереться в какой-то момент, а этот жезл протыкает его руку. Вот так опасно знание, которое, как человеку кажется, он имеет и которое не подкреплено опытным исполнением знаемого.

И еще один автор, которого нужно назвать, – преподобный Макарий Египетский. Я не сказал о нем сразу, потому что говорил о святых отцах, писавших о деятельной жизни, а у преподобного Макария Египетского все-таки в значительной степени сочетаются главы о деятельной жизни и главы о жизни созерцательной и о тех благодатных опытах, которые Господь ему подавал. Но с ним познакомиться тоже необходимо, потому что мы имеем представление – зачастую, может быть, смутное, но тем не менее имеем – о тех законах, которыми управляется этот мир, о тех законах, которые существуют в стране, в которой мы живем, – но есть еще, помимо этого, законы духовной жизни, и они для нас чаще всего бывают совершенно неведомыми.

ИсточникПравмир.ру

Ошибка в тексте