И если бы, может быть, вместо одного намерения (смысла) он встретил многие или услышал о них из Божественного Писания или от Святых Отцов, то пусть не не верит этому, и не считает этого за разногласие. Ибо случается, что вещь бывает одна, а назначение ее многоразличное. Так, об одеждах если бы кто-либо сказал, что они греют, другой, что украшают, и третий, что покрывают, – все трое сказали бы истину, что одежда нужна для теплоты, покрова и украшения… Если же кто, будучи тать и разбойник относительно разумений, сказал бы, что одежда нужна для грабежа и воровства, тот всячески лжет. Ибо ни Писание, ни природа вещей не подтверждают такого назначения одежды.
Так же бывает и при всякой вещи чувственной или мысленной, или Слове Божественного Писания. Ибо и Святые познают не всякое намерение Божие относительно каждой вещи или написанного слова; кроме того, и не все вдруг пишут, что они познали. Частию потому, что Бог непостижим, и премудрость Его не имеет предела, чтобы ангел или человек мог вместить все; частию же и потому, что неполезно будет, если и сами Святые будут говорить все, что знают, вследствие немощи человеческой и – чтобы не продлилось слово и не сделалось ненавистным и неудобопонятным, по смущению, но чтобы говоримое было в меру. Потому и бывает, что сегодня тот же (Святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять: один говорит одно, а другой о том же самом изречении Божественного Писания – другое, ибо часто и то, и другое внушила Божественная благодать, сообразно со временем и состоянием людей…
Допустим, непонятен какой-то стих Священного Писания. Тогда заходишь в интернет на сайт Экзегет.ру, и там на каждый стих собраны все объяснения, которые есть на русском языке на этот стих. Да, нужно посидеть, изучить, понять логику. Но нужно понимать, что если вы захотели узнать значение сложной цитаты и обратились к святым отцам, то вы увидите, что у них это по-разному понимается, нет согласия. Очень часто для неподготовленного человека церковное учение, особенно знание Писания – это монолит, где для каждой цитаты есть своя полочка. Но это не так. В Священном Писании есть фундаментальные вещи, отрицая которые ты перестаешь быть христианином и православным человеком. Нельзя сказать, что Писание не учит нас, что Бог стал человеком. Нельзя утверждать, что в Писании нет учения о сотворении мира. Нельзя отвергать, что Бог за нас пострадал, умер и воскрес. Нельзя утверждать, что Священное Писание предлагает нам изменчивое моральное учение, которое в разные времена было разным. Есть вещи абсолютно фундаментальные. А вопрос, причастился ли Иуда на Тайной Вечере, как бы ни был интересен, не влияет на суть веры.
В первом послании апостола Петра изложено учение о сошествии Христа во ад, это единственный, пожалуй, момент в Новом Завете. Это то, что относится к догматическому учению Церкви, к этому нужно относиться очень серьезно. Тем не менее, мы видим, что блаженный Августин не видел в этих строчках такого смысла, по-другому их объяснял. В этом тоже нет ничего страшного, потому что блаженный Августин не отвергал учение о сошествии Христа во ад. Это было просто его понимание конкретного места Писания. Так что здесь нужно быть готовым к плюрализму мнений, который присутствует у святых отцов. Еще яркий пример – видение пророка Иезекииля о мертвых костях, которые обрастают жилами, плотью и восстают. Для нас это пророчество о всеобщем воскресении. А блаженный Иероним говорит, что и так много пророчеств о воскресении в Писании, так что это просто пророчество о возвращении евреев из плена.
Поэтому не надо этого пугаться, надо быть к этому готовым и помнить, что Писание – это бездна смысла, где есть фундаментальные, очень важные вещи. Через святых отцов говорил Дух Святой и давал это многогранное понимание Писания.