Зачем мне читать Священное Писание вновь, ведь я его уже много раз читал и все знаю?

Дело в том, что Евангелие – это удивительная книга, и Автор ее – не люди, с именами которых Евангелия ассоциируются, не апостолы, а Сам Господь, Сам Дух Святый, Который влагал в сердца, в уста этих людей те слова, которые Он хотел донести до каждого ищущего спасения человека. И мы не бываем одинаковыми, мы меняемся день за днем, и слово Божие открывается для нас каждый раз по-новому. Очень легко объяснить на практике, почему так получается. Вот мы, например, ведем в храме беседы с прихожанами, и все время обращаемся под разными углами к одним и тем же темам. Я заметил такую закономерность. Одни и те же вопросы обсуждались неоднократно, но проходит время, и поднимается на очередной беседе человек, который регулярно ходит на эти беседы и внимательно их слушает, и задает вопрос, который уже звучал месяц, или два, или три тому назад. И это происходит регулярно. Я сначала думал: «Вот какие люди невнимательные, как они не слушают, о чем мы говорим!» А потом понял, что неправ. Дело не в невнимательности, а в особенности человеческого ума. Человек запоминает то, что имеет непосредственное отношение к его жизни. И на тот момент, когда мы ту или иную тему обсуждали, для кого-то она была животрепещущей, а кого-то не интересовала совершенно. Но прошло время, и человек оказался в разговоре на эту же тему остро заинтересован. И когда он сам о чем-то спросит, то он уже запомнит ответ, потому что это ему было нужно, важно, и потому проникло в самую глубину сердца, а не скользнуло лишь по поверхности сознания.

И при чтении Евангелия происходит то же самое. Человек порой прочитывает главу, и из этой главы одна фраза, одно слово западает в его сердце, потому что именно сейчас и именно это ему нужно.

Есть еще один очень интересный и важный момент. Почему Евангелие либо открывается для человека, либо, наоборот, закрывается? Когда человек, читая Евангелие, старается в меру понимания и сил исполнять то, что там написано, каждый раз Евангелие для него открывается все с большей и большей глубиной и начинает радовать, удивлять и восхищать его, так что чтение Священного Писания становится для него таким же источником утешения, каким должна быть и молитва в идеале. И наоборот, если человек пренебрегает прочитанным в Евангелии, если он попирает свою совесть, то в какой-то момент оно для него закрывается – слова становятся сухими, безжизненными, ничего ему не говорящими. Потому что нет веры… А без веры слово Божие остается чем-то внешним по отношению к нам. Когда же мы живем по Евангелию, вернее – учимся по нему жить, мы таким образом показываем Богу, что готовы Его слушать. А раз мы готовы Его слушать, Он будет открывать и открывать нам все новые и новые грани и глубины истины, порою облекая их в одну и ту же форму. Вообще, как однажды, давным-давно, сказал при мне в проповеди один очень хороший батюшка, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то даем Богу возможность беседовать с нами. И это очень важно – давать Богу возможность беседовать с нами, с нашей душой, как можно чаще. Господь, конечно, и в другое время беседует с нами, наставляет, но человеческие средства восприятия очень несовершенны, и мы далеко не все слышим, тем более не все понимаем. И то, что хочет донести до нас Господь, слишком часто не доходит до нас. А слово Божие это уже некий готовый материал, то, что идеально подходит для нашего восприятия по самому характеру своему, нужно только уметь раскрыть свое сердце и принять его.

Это не всегда легко. Порою слово Божие причиняет нам боль, потому что обличает наши недостатки, несовершенства, требует, чтобы мы от чего-то в жизни отказались. А отказаться от любимой страсти – то же, что резать по живому. И вот человек начинает внутри себя выстраивать систему защиты своего греха. И, выстраивая эту стену, он загромождает путь слову Божию к своему сердцу, отгораживается от него и престает его слышать. И это очень страшно. Очень важно давать слову Евангелия мучить, уязвлять нашу душу, потому что эта мука, уязвление, как ничто другое, целительны и спасительны для нас.

Как писал где-то преподобный Максим Исповедник – если не можешь исполнить слова евангельского, то не извращай его, а лучше кайся в этом, плачь и пытайся делать то, что тебе по силам, и Господь поможет тебе. Но если ты скажешь: «Я не исполняю этого, потому что это не нужно, невозможно», то таким образом очень далеко отойдешь от Бога.

Сегодня приходится сталкиваться с тем, что верующие люди, исповедающиеся, причащающиеся – причем не формально, а по велению сердца – относятся к Евангелию, страшно сказать, как к чему-то устаревшему. Задает человек вопрос: «Как узнать волю Божию?». Говоришь ему: «Знаете, ведь в Евангелии воля Божия о нас выражена. И это только кажется, что она выражена в общем, там есть и указания на каждый конкретный случай в нашей жизни». А человек в ответ: «Да что вы! По Евангелию-то жить невозможно, а как волю Божию о себе именно сейчас узнать? Что мне делать в этом случае, и в этом… Не могу разобраться…». Это человек, который разрывает в своем сознании волю Божию о себе сейчас и выраженную в Евангелии, хочет, на самом деле, не знать волю Бога, а чтобы ему было хорошо. А это уже совсем другой вопрос, не имеющий прямого отношения к вопросу о нашем спасении. Потому что мы хотим одного, и это не всегда нам полезно, а Господь хочет иного, и это – всегда нам полезно, но чаще всего не принимается нами с такой готовностью, как исполнение наших собственных желаний.

Игумен Нектарий (Морозов)

Ошибка в тексте