Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего, ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили «на совет нечестивых», не стояли «на пути грешных», и не сидели «на седалищи губителей». Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу.
«Советом же нечестивых» можно назвать собрание и сходбище людей лукавых. И, поелику вредно вступать в сношения с сборищами нечестивых, то псалмопевец ублажает того, кто ни в чем не сходится с ними. Таков был Иосиф Аримафейский, предавший погребению тело Господа и Бога; ибо сказано о нем, что «не участвовавший в совете» предавших Иисуса (Лк. 23, 51).
… и не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей. Под седалищем разумеет учение, по сказанному: «и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи»
(Мф. 23, 2). Посему, седалище губителей есть учение лукавых.
Пс.1:2, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.
В законе, конечно – ангельском. Выражает и неослабную ревность; потому что не с нерадением должно поучаться закону Господню и не так, чтобы иногда поучаться, а иногда нет, но всегда и непрестанно надлежит быть прилеплену к словесам Божиим. Ибо это выражает, сказав: «день и нощь». Прекрасна и награда за доброе дело. Ибо кто упражняется в изучении Божия закона, тот напоевается его потоками. И Христос учение Свое назвал водою, сказав: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Поучающийся в законе уподоблен древу при водах, всегда цветущему и всегда изобилующему благовременными плодами. Ибо подвижники добродетели, хотя плоды трудов своих принесут в будущем, однако же и здесь как бы некиими листьями осеняются благою надеждою, и тяжесть трудов прикрывают душевным услаждением.
Таковой «вся, …, успеет». Ибо не сделает ничего противного Божиим законам, кто волю свою сообразует с волею закона. И Псалмопевец, воспретив сперва все виды порока и показав совершенство божественных законов, потом присовокупил: «и во всём, что он ни делает, успеет».
Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. — Москва: Благовест, 2011. — 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.
Рассмотрим текст из книги Ветхого Завета “Псалтырь”, которая часто читается на богослужениях в православных храмах: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь” (Пс. 1:1–2). Цитируемый текст Священного Писания говорит о том, что Библия написана для всех и для правильного исполнения заповедей Божиих необходимо постоянно размышлять о прочитанном.
Действительно, первое, что бросается в глаза, это разделение людей на две группы — праведные и грешные.
Праведные — это не те «праведные себя ради», которые в своих собственных глазах хотят казаться праведными. Праведными являются те, которые свою праведность ищут не в себе, а в Боге: они полагаются на Бога, следуют тем путям, которыми Он заповедал ходить.
В библейской поэзии грешник — это, прежде всего, неверующий. Понятия «праведный» и «грешный» не вполне соответствуют современному народному представлению, где грешный человек мыслится только как аморальный.
Грешники — это не просто люди, которые имеют какие-то моральные недостатки; это люди, которые отвергают власть Бога и любыми способами преследуют людей Божьих.
Структура 1-го псалма противопоставляет праведников и грешников. Первые три стиха говорят о пути праведных и о тех плодах, которые этот путь приносит.
Исходная идея – «блажен муж», т. е. «человек есть блажен». Каков путь к этому блаженству? Человек не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля (удовольствие) его и о законе Его размышляет (бормочет) он день и ночь! В скобках я вам привожу слова, которые более точно соответствуют оригиналу, ближе к букве текста. Итак, удовольствие этого блаженного мужа в законе Божием, и он буквально бормочет, повторяет его день и ночь. «Блаженный» буквально означает «счастливый»: еврейское אַשְׁרֵי (ашре́й) соответствует греческому μακάριος (мака́риос) — отсюда, кстати, имя Макарий. Слово «блажен» является центральным и ключевым для понимания всех Заповедей Блаженства: блаженны чистые сердцем, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, и т. д.
Блаженный муж не участвует в совещаниях нечестивых, не стоит на пути грешных, не сидит в собрании опасных для общества…