Приведем несколько цитат из Ветхого и Нового заветов о необходимости непрестанного упражнения в чтении Священного Писания.
Обратимся к тексту Ветхого Завета, к книге Иисуса Навина: “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся к ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно” (Нав.1:8). Этот текст говорит о том, что каждый верующий человек должен регулярно, а точнее, постоянно поучаться в заповедях Божьих для исполнения их в своей жизни, что в конечном итоге приводит человека к спасению.
Далее рассмотрим текст из книги Ветхого Завета “Псалтырь”, которая часто читается на богослужениях в православных храмах: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь” (Пс. 1:1–2). Цитируемый текст Священного Писания говорит о том, что Библия написана для всех и для правильного исполнения заповедей Божиих необходимо постоянно размышлять о прочитанном.
Псалом 118 из книги “Псалтырь” (17-ая кафизма) полностью посвящен чтению священного Писания. Псалмопевец выражает восхищение совершенством Божьего закона и говорит о важности его исполнения. В каждом стихе псалма присутствуют такие слова: закон, откровение, путь, повеление, заповедь, устав, суд, слово. Святитель Феофан Затворник в другой своей книге, посвященной истолкованию этого псалма, говорил о его содержании следующее: “Каждый стих есть молитва, но все об одном – об исполнении закона Господня”.
Далее рассмотрим слова Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне” (Ин.5:39). Из приведенного стиха святого апостола Иоанна Богослова прямо следует, что мы должны не просто изучать Писание, а исследовать Его, т.е. глубоко вникать не только в букву текста, но и в его дух.
Святой апостол Павел в послании к апостолу Тимофею так же затрагивает рассматриваемую нами тему: “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя” (1Тим. 4:16). Наставление святого апостола Павла апостолу Тимофею указывает на то, что учение обязательно должно быть связанно с нашей жизнью, особенно подчеркивая необходимость личного примера в пастырском труде.
Рассмотрев выше приведенные тексты, мы видим, что Священное Писание не только говорит о постоянном изучении Библии, но предлагает постоянно размышлять о прочитанном, вникать не только в букву текста, но и в его дух, акцентируя внимание на том, что чтение неразрывно должно быть связано с воплощением евангельских заветов в жизнь.
Теория должна быть изучена самым тщательным образом и применена в практике собственной жизни. Практика, в свою очередь, при таком глубоком изучении и понимании теории будет приносить максимальный результат в ответ на наши усилия. В итоге, для спасения человеческой души требуется две очень важные вещи – наше личное участие и несомненная помощь милосердного Бога, которую мы с избытком получаем, исполняя теорию на практике даже отчасти.
Источник: Протоиерей Сергий Дергалев «Духовное чтение как средство исцеления ума»