«Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:20-21)

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807 — 1867):

Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых Отцов! не довольно-ли Словом Божиим руководствоваться, одним священным Писанием, — чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческаго?

Отвечаю: непременно нужно при чтении писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый Апостол Петр о священном Писании: «Всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает» (Русский перевод: никакого пророчества в писании нельзя разрешить самому собою). «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, — святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священнаго Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия», «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно» (1 Кор. 2:11, 14).

Святитель Николай Сербский (1880-1956):

Об этом свидетельствует нам тот, кто и сам был святым Божиим человеком, апостол Петр, камень веры и рыцарь креста. Как святой Божий человек, он по собственному своему опыту объясняет, как говорили и говорят святые Божии человеки, удостоверяя, что говорили они, наученные от Святого Духа. Следовательно, не говорили они ни по собственному мудрованию, ни по собственной памяти, ни по собственным домыслам, ни по собственному научению, ни по собственной речистости, но глаголали от Духа и по Духу Святому. Священное Писание написала не лживая трость книжников (Иер. 8:8), но написали его служители и избранники Духа Божия Святого. Нет, не составляли его люди, для которых письмена были ремеслом, но писали его Божие святые, наставляемые и поощряемые к сему Духом Божиим. Зачастую и без особой охоты и даже противясь сему, должны были они его писать, как свидетельствует святой пророк Иеремия: «И подумал в серб, букв.: и сказал. — Пер. я: «не буду я напоминать о Нем (о Боге) и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:9). О братья мои, не от человека Священное Писание, а от Бога; не от земли, а от неба; не от плоти, а от духа; да — от Святого Духа Божия. Вдохновляемые мудростью и истиной, писали его святые Божии человеки: пророки, и евангелисты, и Апостолы, и Отцы, и учители, и иерархи, и пастыри. О Боже Душе Святый, Душе премудрости и истины, вдохнови нас духом Твоим животворящим, дабы познали мы премудрость и истину и исполнили их с Твоей помощью. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

Архиепископ Никанор Каменский (1847-1910): 

«Относительно же пророчеств, сообразно со своей общей задачей, апостол убеждает помнить, что они никогда не изрекались людьми только по их желанию, без воздействия Божия, тогда как лжеучители подобно ложным пророкам, жрецам и оракулам изрекают по своему произволу, хитрости и по другим неправильным побуждениям свои басни и учения. Таким образом, очевидно, что у христиан находится несомненная истина, которая в Ветхом Завете была светом, сияющим в темноте, в христианском же учении она блестит, как утренняя звезда (см. Откр. 22:16), свет которой сменится потом блеском истинного Солнца правды, когда настанет день Христов. А до этого времени никакое пророчество само по себе не раскроется вполне (ср. 1 Пет. 1:10-11). Так как пророчества произносились по действию Божию, то и полное раскрытие их будет по воле Божией. Блаженный Августин говорит: «Мы ходим во дни в сравнении с неверующими; а в сравнении с тем днем, когда воскреснут мертвые, мы находимся еще во тьме». Из этого понятно, что при изъяснении Писания необходимо внимать голосу Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15)»

Источник

Ошибка в тексте