Святитель Иоанн Златоуст «С каким усердием и тщанием должно упражняться в чтении священного писания»

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407)

Свойства Божественных словес таково, что они в немногих речениях являют великое богатство мыслей и даруют несказанное сокровище тем, которые решаются тщательно исследовать оныя; посему не будем поверхностно пробегать ничего, содержащагося в Божественном Писании, но, будет ли то перечисление имен или рассказ о происшествии, станем доискиваться заключеннаго в них сокровища. Ибо и Христос сказал: исследуйте Писания (Ин. 5:39), потому что не везде можно тотчас найти смысл написаннаго, но требуется от нас и глубокое изследование.

Владыка у нас человеколюбивый; как увидит, что мы стараемся и весьма усердствуем об уразумении божественных словес, то не попускает уже нам нуждаться в чем-либо, но тотчас просвещает наш ум, дарует нам свое озарение, и по великой премудрости своей сообщает душе нашей истинное учение. Посему-то, желая нас побудить к этому и сделать более усердными, Он признал достойными ублажения являющих такое усердие, говоря: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6). Замечай премудрость Учителя: Он не только возбудил к ревности ублажанием, но словами: алчущие и жаждущие правды — научил еще слушателей, с каким усердием надлежит стремиться к исследованию духовных словес. Как, то есть, чувствующе голод с невыразимою поспешностию кидаются на пищу, и палимые сильною жаждою быстро бегут к питью, точно так же как эти алчущие, надлежит [поспешать]и к духовному учению. Такие люди не только достойны ублажания, но и получают искомое. Ибо они, сказано, насытятся, то есть, будут удовлетворены, исполнят свое душевное желание. Итак, имея такого Владыку, столь благого, столь щедрого, прибегнем и мы к Нему и постараемся заслужить Его благоволение, чтобы и Он по Своему человеколюбию просветил наш ум к уразумению силы Божественнаго Писания, и вы с великою готовностью подобно алчущим и жаждущим, приняли духовное учение.

***

Не должно ли нам подражать Эфиоплянину евнуху, приходившему в Иерусалим поклониться, который не оставлял читать Писание и во время путешествия. Этот иноплеменник может быть достойным учителем для всех нас, и для тех, которые ведут частную жизнь, и для военных, и для тех, которые облечены знатностию, и вообще для всех, не только для мужчин, но и для женщин, не только для тех, которые живут в семействах, но и для тех, которые избрали монашескую жизнь; все могут узнать отсюда, что никакое время не может служить препятствием к чтению слова Божия, что не только дома, но и ходя по торжищу, и совершая путешествие, или находясь во многолюдном собрании и занимаясь делом, можно нам упражняться в этом чтении, чтобы, сделавши от нас зависящее, тотчас получить нам и руководителя. Видя наше расположение к духовному ведению, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум. Не будем же пренебрегать чтением Писания, но понимаем ли содержащееся в нем, или не понимаем, будем постоянно к нему обращаться.

Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти прочитанное, и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум. Но это мы сказали теперь о постоянном чтении Божественного Писания. А так же обыкновенно Господь поступает и во всем другом, – т. е. когда мы сделаем, что от нас зависит, то и Он с щедростью подает нам Свою помощь и, как поступил Он в отношении к чтению Писания, послав с великою скоростию наставника иноплеменнику, точно так же поступает и с желающими преуспеть в добродетели. Авраам за то великое смиренномудрие, какое показал он в отношении к Лоту, уступив ему лучшие места, получил свыше великую награду, приняв обетование, которое во много крат превосходит заслугу его. Бог каждый раз предоставляет прежде самому пaтpиapxy обнаружить боголюбивое расположение души своей, а потом уже и от Себя дает ему награду, желая примером его любомудрия вразумить всех нас, чтобы и мы, подражая пaтpиapxy, старались прежде сами прилагать усилия к подвигам добродетели, а потом ожидали наград от Бога.

***

Великое благо, возлюбленные, чтение Божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно делает человека благородным, оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать там, на небесах, побуждает нас делать все в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностию к подвигам добродетели. Здесь-то, в Писании, можно хорошо узнать, как скор на помощь нам промысл Божий, увидать мужество праведников, благость Владыки и обилие воздаяний. Им-то можно возбудить себя к соревнованию и подражанию любомудрию доблестных мужей и не дать себе ослабеть в подвигах добродетели, но твердо полагаться на обетования Божии и прежде их исполнения.

Поэтому будем заниматься чтением Божественного Писания с наибольшим тщанием. Таким-то образом мы приобретем и знание его, если будем постоянно обращаться к тому, что в нем содержится. Ибо невозможно, чтобы тот, кто с усердием и всяким усилием занимается словом Божиим, был когда-нибудь оставлен Богом в пренебрежении; напротив, если и нет у нас наставника человека, то Сам Господь, проникая в сердца наши, просвещает ум, озаряет смысл, открывает нам сокровенное в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит. «Не нарицайте, – говорит Писание, – учителя… на земли» (Мф 23:8, 9). Так, когда мы возмем в руки духовную книгу, то, сосредоточив свой ум, собрав мысли и удалив от себя житейский помысл, будем таким образом совершать чтение с великим благоговением, с полным вниманием, чтобы быть достойными руководиться Духом Святым в разумении написанного и получить отсюда великую пользу.

Источник

Ошибка в тексте