Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807 — 1867)
«Советую вам, – учит Святитель, – сперва прочитать книгу Великого Варсонофия и, если заблагорассудите – списать её. По вашему состоянию книга эта будет полезнее, нежели Исаака Сирина, которою, Бог даст, займётесь в своё время».
Превосходным руководством «для воспитания молодых людей» и для «рассматривания себя» служат творения преподобного аввы Дорофея († 620) (696).
Весьма полезны сочинения святого Иоанна Златоуста – вселенского учителя, «который необыкновенною чистотою, ясностию, силою христианского учения возносит читателя превыше всего земного; на высоте заоблачной витает этот духовный орёл и оттуда показывает землю питомцу своему».
Рекомендует святитель Игнатий творения святого Марка Подвижника (IV в.), доставляющие «духовное утешение в скорбях», преподобных Исихия, Филофея и Феолипта, учащих молитве (см. Добротолюбие). «Не утомляй себя напрасным исканием наставников, – советует святитель Игнатий. – Наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют писания Отеческие. Таковы: Лествица, сочинения Ефрема Сирского, Патерик Скитский, Добротолюбие и другие».
Для отшельников более свойственно читать преподобного Исаака Сирина (VI в.) и «Цветник». Причём творения преподобного Исаака рекомендуются в переводе преподобного Паисия Величковского – «его никакой другой перевод заменить не может».
Святитель обратить внимание и на творения святых Отцов Русской Православной Церкви, назвав их обильным духовным поприщем, «на котором до насыщения и тучности могут питаться и словесные овцы Христовы!». Святитель Игнатий неоднократно рекомендует всем читать Четьи-Минеи, сочинения святителя Димитрия Ростовского (†1752), творения святителя Тихона Воронежского († 1783), толкования на Воскресные Евангелия Никифора, архиепископа Астраханского – «писателя очень основательного и с помазанием» (652), особенно письма Задонского затворника Георгия († 1836). «Последняя книжка, – говорит святитель Игнатий, – драгоценна» (623). Она «может быть очень полезною. Она одного духа и направления с сочинениями Святителя Тихона Воронежского. Позволяю себе сказать, что она одного духа и с моими грешными писаниями, которые можно читать все, потому что в них объяснено, что идёт для новоначального и что идёт для преуспевшего».
Из своих творений Святитель в целом ряде писем называет как более полезное «Аскетические Опыты». «Эта книга, – говорит о своём труде Святитель, – в собственном смысле принадлежит не мне: она вся заимствована из святых Отцов Православной Церкви. Мой труд состоит в том, что в течение всей жизни моей я занимался изучением Отеческих Писаний и сделал из них такое извлечение, какое возможно сделать только по долговременном изучении сих исканий. Учение, принадлежащее святым Отцам, должно принести существенную пользу современным христианам, желающим проводить жизнь благочестивую и богоугодную, но не имеющим возможности основательно и подробно изучить Отеческие Писания. То, что говорю, доказано опытом: многие, читавшие в рукописи наставления о покаянии, молитве, о кратковременности земной жизни, находящиеся в книге моей, почувствовали на себе сильное действие чтения, способствовавшего их духовному преуспеянию. Так и должно быть! «Аскетические Опыты» – книга практическая. Она – единственная потому, что со времени введения в России образования никто ещё не писывал в этом роде». Это действительно сборник святоотеческих учений «о главных добродетелях христианских», «о правильной молитве», о духовном подвиге.
«Писания мои мне не принадлежат, – исповедует Святитель, – они принадлежат Отцам Православной Церкви». «Аскетические Опыты» – это Божий дар православным христианам. Себя же Святитель считает в этом труде «только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига, решающего вечную участь каждого христианина. Очень легко вдаться в неправильный подвиг, а посредством его вполне отчуждиться от Бога». Чтобы не случилось последнего, Святитель в «Аскетических Опытах» даёт доступные практические наставления всем – инокам и мирянам, «которые желают быть христианами на самом деле»; «даёт то, что приобретено им самим ценою жизни». Книга, по его слову, «крайне полезна», «крайне нужна». «Надо каяться, молиться и охраняться от прелести, – учит он, – потому что в настоящее время большая часть желающих благочестно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разгорячены вещественным разгорячением и находятся в большем или меньшем самообольщении». Книга помогает избавиться от самообольщения и доставляет существенно необходимое – «учение о молитве и прочих, содействующих молитве, христианских добродетелях». И, что также весьма важно, книга, будучи сугубо чисто духовной, должна быть полезной и Отечеству: она «производит сильное впечатление на многих, впечатление, совершенно отдельное от впечатления, производимого современными духовными сочинениями. Она становит внимательного читателя в разряд истинных православных христиан и даёт ему решительное, одностороннее, спасительное направление. От развития идей Православия и от твёрдости в Православии зависит энергия народа нашего, самостоятельность его духа».
Это книга великого опытного подвижника, или, как он сам говорит: «Книга мученика! Мученика за грехи свои и от грехов своих, но мученика. Книга легка по духу, но мысли и чувствования в ней глубокие и высокие». Снова сопоставляя изложенное в ней со святоотеческими творениями, Святитель видит: «Опыты» преподают самое новоначальное духовное делание в разнообразной литературной форме, облегчающей чтение и заинтересовывающей к нему, что для настоящего христианского поколения крайне нужно и полезно. Отцы, по возвышенности своей, несмотря на простоту слога, мало понятны для этого поколения, в котором христианство до крайности слабо».
Источник: Профессор Константин Ефимович Скурат «Русские святые – их наставления»