Сейчас много издательств, издаётся много новинок. Если возьмём 90-е годы, то это было время перепечатки, репринта дореволюционных изданий. Пусть меня простят новые, современные авторы, но книгоиздательство 90-х годов мне гораздо ближе, оно отличалось большей серьёзностью. Издатели, в основном, брали старую дореволюционную литературу, порой с дореволюционной орфографией – с ятями и ерами – и переиздавали. Например, Сергей Александрович Нилус, святитель Игнатий Брянчанинов. Все эти книги я прочёл в старой орфографии. Тогда легко было ориентироваться: книг было мало, и почти все перепечатанные работы были проверены ещё духовной цензурой до 1917 года, а она бы никак не допустила что-то сомнительное, спорное. Далее объём литературы резко увеличился, и с выбором стало сложнее. Появилось много мусора, псевдоправославных книг сомнительного качества. Это конец 90-х, начало двухтысячных.
Сегодня разбираться в книжном многообразии относительно нетрудно. Есть целый орган в Церкви – Издательский совет. Хотя у меня есть претензии к нему: считаю, что иногда духовная цензура слишком строгая. У меня, например, одна книга, её не прошла. И не в силу того, что там ересь, такого, конечно, нет, а в силу того, что слишком строгий подход. Книги без грифа Совета просто запрещено продавать при храмах и в церковных магазинах.
Так, что, в наши дни редко можно встретить книгу, которая несет явный духовный вред. Хотя в сегодняшнем море литературы есть, конечно, книжки разного качества. Просто откровенно слабые или поверхностные. Стоит помнить, что количество не всегда порождает качество.
Очень популярный жанр сегодня – благочестивые рассказы на духовные темы. Я недавно разговаривал с одним работником издательства Сретенского монастыря и спросил, какая нынче самая популярная литература. Он ответил, что это сборники рассказов на православные темы и семейная литература, жанр, в котором я, кстати, подвизаюсь. Спрос порождает предложение: люди сейчас плохо читают серьёзную литературу – аскетическую, святых отцов и просто серьёзных авторов. Плохо воспринимают её, потому что для этого нужно иметь навык, опыт. Они читают рассказы – это легко, с одной стороны, это духовная литература, а с другой – она не требует подготовки и особой привычки.
Как ориентироваться в море литературы? Я являюсь человеком устаревшим, и не в курсе новинок, у меня больше книг, с которыми я познакомился еще в 80-е и 90-е годы, как раз, когда становился православным христианином. После этого не могу сказать, что открыл много нового для себя. Мне и того объёма литературы, который написан до революции и в наше время 30-летней давности, хватает. Если мы будем читать святых отцов, никогда не ошибёмся. А также, конечно, надо советоваться со священниками, своим духовником.