«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:15-17)

Блаженный Феофилакт Болгарский (ок. 1078 – ок. 1107):

Притом же ты из детства знаешь священные писания.

Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это то же, что и от Христа; второе – то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.

Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

Все Писание богодухновенно и полезно.

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: «все Писание богодухновенно». Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: «ты знаешь священные писания». Апостол говорит теперь: «все Писание». Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть «Писание богодухновенное и полезное» на все, что он перечисляет далее.

Для научения.

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

Для обличения.

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

Для исправления, для наставления в праведности.

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Да будет совершен Божий человек.

Исправление, говорит, бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным (άρτιος), то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных – ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святого Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.

Ко всякому доброму делу приготовлен.

Не просто принимай участие в добрых делах, но будь «приготовлен», то есть совершенно готов; и не только на одно готов, на другое – нет, но на всякое.

Источник

Архиепископ Никанор Каменский (1847-1910): 

О пользе Священного Писания апостол говорит многосторонне. Он указывает и на его положительное значение, и на отрицательное, по отношению к вразумлению заблуждающихся и, наконец, для общего усовершения каждого. К чему бы каждый ни готовился в жизни, он как человек, преданный Богу, может иметь в законе Его многоразличные уроки, воспитательные в общечеловеческом смысле приучения к добру и отличения от зла. Из святых толковников Писания особенно пространно и горячо говорил о пользе Священного Писания святой Иоанн Златоуст, так много воспользовавшийся им в своих бесконечно многих уроках, различно преподанных им на веки христианам.

«В Писаниях, — говорит он, — излагается, что должно делать и чего не должно. Они — свет для находящихся во тьме. Кто знает Писание как должно, тот не соблазнится ничем случающимся, все переносит мужественно, для всего находит основания и примеры. Всякое Священное Писание богодухновенно, поэтому, — говорит, — не сомневайся в нем. Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можно узнать отсюда. Если нужно обличить ложь — и это можно почерпнуть отсюда. Если нужно исправиться, если недостает чего-либо и нужно, — и это почерпается из Писания. Без Писаний невозможно быть совершенным» . «Писание богодухновенно и полезно, как отдыхание всеблагого Бога, которое живительно для всякой, особенно же разумной твари (см. Пс. 103:30; Пс. 118:50).

Святой пророк Давид душеспасительность Слова Божия изображает так: Закон Господень непорочен: обращает души; откровение Господне верно: умудряет младенцев. Оправдания Господни — правы: веселят сердце; заповедь Господня светла: просвещает очи (Пс. 18:8-9). Сообразна с этим и указываемая апостолом полезность Божественного Писания».

Святой Ефрем Сирин советует перед чтением Священного Писания помолиться, чтобы уразуметь его силу и значение. «И сотворив молитву, — говорит он, — предайся чтению, и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение. Дни наши, подобно тени, проходят, и мы не замечаем, как быстро подходит наш Судия. Надо постараться и о едином на потребу: стоит и душа твоя пищи, без которой она умрет, а этой пищи она нигде не найдет, кроме как в Слове Божием».

Источник

Протоиерей Михаил Херасков (1879—1888): 

Итак, вот какие благие плоды изучения божественного Писания по Апостолу: во-первых, оно «научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» – это и выразил Апостол словом учение. Во-вторых, из Писания можно почерпать способы выводить наружу и разъяснять ложь – как в вероучении заблуждающихся, так и в неисправной или беззаконной жизни, – это Апостол выразил словом обличение. После научения и обличения человеку надобно переменить свои неправые мудрования, а худые привычки заменить добрыми навыками, – к этому и может успешно расположить Св. Писание усердного своего читателя, – и это выражает Апостол словом исправление. Кто обновил и исправил нравственный путь жизни своей, тому остается еще уметь твердо стоять на пути добродетели и неуклонно шествовать по сему пути. Этому также способствует и научает Писание, что и назвал Апостол наказанием еже в правде, т. е. наставлением в праведности. Отсюда открывается вся важность для пастыря церкви основательного и глубокого изучения св. Писания, ибо вся пасторская деятельность в том и состоит, к чему полезно есть по Апостолу – богодухновенное Писание, именно: в научении людей истине и добру, в обличении их заблуждений и пороков, в исправлении их нравов и убеждений и в наставлении, т. е. в укреплении их на пути праведности.

Источник

Ошибка в тексте