Толкование на группу стихов: Пс. 18: 9-9
Все постановления Господни верны в Том, Кто не учил тому, чему Он не учил; чтобы подражающие Ему могли радоваться в сердце тем, что они должны делать свободно, с любовью, а не рабски со страхом. Заповедь Господня светла, просвещающая очи. Заповедь Господня ясна, без покрова плотских обрядов, просвещая взор внутреннего человека.
Третья похвала Божественного закона состоит в том, что когда человек начнет любить Его, как сказано в первом пункте, а потом и хранить, как сказано во втором, тогда чудным некоторым веселием и удовольствием наполняет сердце человека. Оправдания Господни права: то есть, заповеди Господни зело праведны суть, понеже праведным творят человека, хранящего их. Они еще веселят сердце: ибо правое сердце всегда бывает согласно с правилами закона, и потому веселится и радуется, когда обретает случай самым делом исполнить заповеди. Заповедь Господня светла, просвещающая очи: то есть, закон Господень светом Божественныя премудрости озаряет умныя очи, ибо творит разумети Божию волю и знати, в чем состоят истинная благая и истинная злая. Он научает, что и обрядовый закон исполнен Божественных таинств: он еще просвещает и способом благорасположения. Ибо в неблагорасположенную душу премудрость не внидет, и ничто больше не препятствует познавать, в чем состоит истинная премудрость, как нечистота сердца. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Что солнце для земли, то закон Божий для народа. — Закон, данный Богом чрез Моисея, непорочен или совершен, — не имеет недостатков, не вводит в заблуждение, приносит всем благо жизни и, чрез все это, обращает души — как пища для тела, спасает от смерти душу. Свидетельство Господне верно, — откровение Господне, свидетельствующее о судьбах в жизни отдельного человека и целого народа, верно, ибо точно сбывается в определенное время. Такое свидетельство умудряет младенцев — простых людей, кои с чистотой сердца и с полным доверием, как младенцы, принимают оное, потому что оно, как откровение воли Божией, содержит недоведомыя истины ума Божия и законы воли Господней: вразумляя этим откровением своей правды и милости всех людей, Господь совершает Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей (Иис. 8:3). Оправдания Господня или законы об оправдании, т. е. постановления закона обрядовыя — о жертвах, постах, очищениях и другия — правы, т. е. действительно делают человека праведным пред Богом и чрез то веселят его сердце, ибо мысль об оправдании соединяется с надеждой на полное благополучие в жизни (ст. 12. Пс. 1:1-3). Заповедь Господня светла — отдельное повеление закона Божия действует как луч солнца: как луч просвещает очи, так заповедь просвещает ум, ибо содержит всецело истинную мысль непорочнаго закона Божия (ст. 8).
Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста. Тула: 1904. С.82
Толкование на группу стихов: Пс: 18: 11-11
Смысл отречения. Отречение от мира… есть разрешение уз этой вещественной и временной жизни, свобода от человеческих обязательств, делающая нас более способными начать путь к Богу. Это беспрепятственный случай к приобретению и употреблению того, что вожделеннее золота и драгоценного камня, и, говоря кратко, переселение человеческого сердца в жительство небесное, чтобы можно было говорить: Наше же жительство — на небесах (Флп 3:20). А что еще важнее, это начало уподобления Христу, Который, будучи богат, обнищал ради нас (2 Кор. 8:9). И если не преуспеем в нем, нельзя нам приступить к жизни по Евангелию Христову.
Будь то золото и камень сами по себе, или много драгоценных, или много желанных; тем не менее, суды Божьи желательны больше, чем пышность этого мира; по желанию, из-за которого происходит то, что судов Божиих не желают, но боятся, или презирают, или не верят. А если кто-то сам является золотом и драгоценным камнем, чтобы не быть сожженным огнём, но принят в сокровищницу Божию, то более себя желает он судов Божиих, чью волю он предпочитает своей собственной. И слаще меда и сот. И будет ли хоть теперь медом тот, кто, освободившись уже от цепей этой жизни, ожидает того дня, когда ему можно будет прийти на Божий пир; или же он будет еще как медовый сот, обвитый этой жизнью, как бы воском, не смешанный и не слившийся с ней, но наполняющий ее, нуждающийся в некотором надавливании руки Божией, не угнетающий, а выражающий ее, посредством чего из жизни временной его можно процедить в жизнь вечную: для такого человека суды Божии слаще, чем он сам себе, ибо они слаще меда и сот.
Страх Господень рождается на той грани, которая разделяет два мира – физический и духовный. По природе мы не самобытны, а пограничны: Бог призывает нас к вечности. Когда человек хочет разумно пересечь границу этих миров, у него возникает особое трепетное чувство: могу ли я туда вступить? готов ли? ничего мне не мешает? Или совесть упрекнёт, скажет: «Живи тут и ещё не один год готовься вступить в область света, чтобы не оказаться во тьме»?
Страх Господень присущ нам, но он настолько тонкий, что ему можно не придать значения. Он помогает человеку здраво различать, где Божественное – и человеческое, вечное – и временное. Страх Господень – начало премудрости, которая выше всех наук (см. Притч. 1:7). Он открывает духовные способности, показывает, как велик невидимый мир: пребываяй в век века.
Судьбы – это водительство Божие. Создатель ведёт нас к вечности. Если мы воспринимаем свой неведомый путь как Божественный дар, то будем оправданы: судьбы Господни истинны, оправданы вкупе.
И они вожделеннее (желаннее) золота и даже множества золота чистого. На земле больше всего ценятся золото, драгоценные камни. Они вроде как возвышают их владельцев перед окружающими. Но все эти красивые вещи даны нам как отражение небесного совершенства – и должны быть символом Божественных качеств.
Печальна участь тех, кто заботится только о материальном богатстве и не думает о душе. Апостол Иаков писал: «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь…» (Иак. 5:3).
Псалмопевец утверждает, что судьбы Господни слаще мёда и сот. А мёд – это самая приятная и сладкая пища, приносящая наслаждение. Когда Господь вёл Свой народ в землю обетованную, Он обещал, что там будут реки молока и мёда (Исх. 3:8). Но для Давида судьбы Господни вожделеннее мёда, ибо несут истинное здоровье людям.
Источник: Псалмы. Читаем вместе / п. Бреев — «Никея», 2018 — (Открывая Православие). Электронное издание. С. 88.