После прочтения святоотеческих трудов человеку хочется проникнуться высотой опыта богообщения, которого достигли подвижники. Как не переоценить свои силы в совершении желанного подвига и не навредить себе?

Для начала скажу – как хорошо, что хотя бы некоторым из наших современников этого хочется! Слава Богу! Затем – в самом вашем вопросе заключается и ответ – надо самому стать подвижником. Здесь можно найти массу параллелей в мирской деятельности. Ведь кто-то может восхититься игрой музыканта на сцене, искусством единоборца на ринге и тому подобное. Хочешь повторить, сам стать таким? Тренируйся, занимайся, старайся, а иначе ничего не выйдет, мечта и желание останутся нереализованными. Спортсмен, музыкант и просто профессионал, даже будучи изначально слабее многих прочих, стали такими не лежа на диване, а трудясь и отказывая себе во многом. Кстати, и апостол Павел и святые отцы нередко сравнивали христианское подвижничество со спортом в смысле напряжения сил, в смысле самоотдачи.

Всякое искусство требует определенных правил. Невозможно изучать высшую математику, не изучив для начала арифметики. Но мне кажется, что высоких идеалов все равно не стоит терять из виду, даже если они кажутся пока недостижимыми. Ибо ситуация будет хуже, если человек разуверится и скажет: «раз мне никогда ничего подобного не достичь, то можно расслабиться и получать от жизни удовольствие, как все “нормальные люди” вокруг». Это будет означать теплохладность, маловерие и духовный регресс.

Одновременно не следует на пути к цели пренебрегать советами опытных, – ведь многие, полагаясь на свой энтузиазм, душевно повредились. Здесь особенно нужно рассуждение и мерность, как в чтении, так и делании.

Павел Кириллович Доброцветов, кандидат философских наук, кандидат богословия,
преподаватель Сретенской духовной семинарии и Московской Духовной Академии

Ошибка в тексте