«Добротолюбие» – собрание аскетических творений восточно-христианских писателей с IV по XV век: заслуга составления и издания этого сборника на греческом языке принадлежит преподобному Никодиму Святогорцу и святителю Макарию Коринфскому, а преподобному Паисию Величковскому принадлежит заслуга перевода его на славянский язык. «Добротолюбие» познакомило широкие круги монахов и мирян конца XVIII века со многими забытыми к тому времени произведениями классиков византийской духовной литературы; вскоре после перевода на славянский язык оно распространилось по монастырям России, сделавшись излюбленным чтением русских иноков. В сборник вошли многие классические произведения восточно-христианской письменности, посвященные прежде всего трезвению и молитве Иисусовой. Произведения некоторых авторов, например, Симеона Нового Богослова и Исаака Сирина, не вошли в греческое «Добротолюбие» по той причине, что они были изданы отдельно почти одновременно с последним. При переводе на русский язык в конце XIX века святитель Феофан Затворник существенно расширил «Добротолюбие». Именно в таком виде сборник известен русскому читателю.