Этот вопрос сложен настолько, насколько разнообразны приходящие в Церковь люди. Кто-то из представителей умственного труда (из них есть люди как с техническим, так и с гуманитарным образованием – и стилем мышления соответственно), кто-то молод, кто-то – нет, и так далее. Поэтому единая рекомендация вряд ли существует.
С одной стороны, желательна определенная постепенность: сперва Евангелие, Новый Завет, – не только чтение, но и обсуждение, – затем катехизис, библейская история, толкования отцов, аскетические творения, и потом – высокое богословие. Немаловажными будут беседы с опытными людьми – общение. Эта идеальная программа, являющаяся принципом семинарского образования, реализуется в приходской жизни в виде различных православных курсов при храмах и монастырях. Но, с другой стороны, понятно, что не всем это может быть доступно по разным причинам, и это не отменяет собственных интересов христианина в области духовного чтения. Поэтому можно сказать так: с молитвой и благоговением пусть пробуют начинать читать из церковной литературы всё, что попадается под руку, а читают то, что заинтересовало и увлекло.
Чтение духовной литературы и есть и должно стать для всякого христианина одним из видов духовного делания, – как молитва, соблюдение постов, посещение храма. Вряд ли стоит делать какие-то серьезные запреты на чтение какой-то «высокой» литературы как непонятной, а потому вредной. Вредна будет та литература, которая духовно недоброкачественна сама по себе (и это отдельная проблемная тема современного православного книгоиздания), или будет пониматься и применяться неправильно. Критерием правильности чтения будет увеличение христианского настроя души, и далее – христианских добродетелей. И прежде всего, смирения, веры, мира в душе, любви к Богу и ближним, а не наоборот.
При этом духовное чтение неплохо бы сообразовывать и с мнением духовника. Разумного послушания духовнику еще никто не отменял, все святые отцы писали о нем как о первостепенном условии успешного прохождения духовной жизни.
Но есть и еще одна сторона вопроса: ведь чтение святоотеческой литературы подразумевает не однократное прочтение даже одной какой-то настоящей духовной книги, но ее перечитывание – для усвоения и применения в жизни. Здесь дело обстоит также, как с Евангелием. Читая всякий раз внимательно и с молитвой, мы открываем что-то новое для себя. Если угодно, Бог таинственно действует на нашу душу через духовное чтение. А почему бы и нет?
О преподобном Макарии Оптинском преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что «о. Макарий, великий старец, через каждые три года перечитывал авву Дорофея и «Лествицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос духовно». Тот же преп. Варсонофий говорил так: «…Авва Дорофей – это азбука монашеской жизни, хотя читая ее, можно открывать все новое и новое, и для каждого она является сообразной его состоянию… Она имеет берег, а от берега можно ходить сначала по колено, потом глубже и глубже. Иной раз сразу в глубину…».
Вот и нам дай Бог читать святых отцов, понимать их и возрастать духовно в том числе и для нового – более духовно-плодоносного – их чтения и понимания.
И в качестве эпилога на нашу тему приведем слова почти нашего современника, святителя Игнатия (Брянчанинова): «Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов».