…Занимайся чтением 1Тим.4:13
Николай Евграфович Пестов (1892-1982)
Согласно преданию, Матерь Господа Иисуса Христа – отсюда и Матерь всех христиан – Дева Мария – была большой любительницей чтения Священного Писания. Это была Ее духовная пища. И по словам Священного Писания и Самого Господа, «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор.8:3; Мф.4:4).
Мы, конечно, заботимся о том, чтобы дети наши не голодали, а пища их была бы питательна и вполне доброкачественна. Прилагаем ли мы вместе с тем достаточно попечения о том, чтобы они регулярно питались и духовно? А духовное питание несравнимо важнее питания физического, так как от духовного питания формируется душа ребенка.
Поэтому вместе с началом молитвы, ребенок должен слушать духовные рассказы и чтение, а когда он начнет читать сам, необходимо обеспечить его книгами, питающими душу.
Вначале это будут повествования о Евангельских событиях, изложенные доступным языком.
При ознакомлении детей со Священной Историей желательно следовать методике К. Д. Ушинского, который дает также указания по этому вопросу: «Первое ознакомление с Евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснениями предстоящих праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие.
Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были рассказаны только важнейшие черты событий, и, когда эти черты запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и происшествия, носящие второстепенный характер. Одна прочно залегшая черта в состоянии потом выдержать много привязанных к ней подробностей. Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит мелочи и пропустит главное.
Пересказав событие, делайте ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказа, а потом можно обратиться к детям с такими вопросами, в ответ на которые они передали бы вам главные черты события».
Очень большое значение придавал Ушинский наглядности в обучении, то есть дополнению рассказов картинами. Он пишет: «Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти».
В школах Швейцарии Ушинский наблюдал, как проводились беседы с детьми на темы Священного Писания: «Дети принимают в них самое живое участие: спрашивают, добавляют, угадывают окончания, рассказывают, что случилось с ними. Иногда можно слышать один и тот же библейский рассказ и в малолетнем классе от ребенка пяти лет, и в выпускном от девушки 18 лет. Но какая разница! Там это наивный детский рассказ, здесь – критически разобранная, глубоко прочувствованная страница Библии».
После изучения Священного Писания детей следует ознакомить с жизнеописанием наиболее великих святых в собственных пересказах или по литературе, написанной для детей и юношества.
Не жалея труда и времени, родителям надо усердно искать хорошие духовные книги и давать их детям, сообразуя с их возрастом и индивидуальными склонностями.
Следует помнить, что благочестивые поколения древней Руси с детства начинали чтение духовных книг – Псалтыри и других. Также, и во времена первых христиан Священное Писание не только читалось, но и изучалось детьми. В детстве его изучали, например, святой Григорий Богослов, святой Иоанн Златоуст, преподобная Макрина и многие другие.
Блаженный Иероним дает одной матери (вдове Лидии) такой совет в отношении воспитания ее дочери: «Пусть каждый день она прочитывает с тобою несколько страниц из Евангелия и Писаний апостольских и, таким образом, подносит тебе каждое утро как бы букет из цветов, собранных ею в священных книгах. Пусть это будет самой главной заботой ее, самым привычным делом…»
Одновременно с чисто духовной, дети должны читать и детскую, и юношескую литературу – рассказы и повести, описывающие жизнь святых или благочестивых людей. К таким книгам относятся, например, «Святая юность» Е. Поселянина, повести из жизни первых христиан Евгении Тур, «Хижина дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и т. п.
Из таких книг дети должны черпать примеры жизни в Боге, жизни верою и подвигов ради Христа.
Духовное чтение может идти понемногу, но систематически. Такое чтение лучше всего вести совместно с родителями, например, по вечерам, причем сопровождать их объяснениями и беседами. Дети должны изучать Новый и вкратце Ветхий Заветы (в пересказе для детей) и познакомиться с церковной историей, жизнеописанием великих святых и прежде всего тех, имена которых носят.
Чтение с детьми историй Нового и Ветхого Заветов должно сопровождаться приложением прочитанного к жизни христианина.
Так, например, после чтения истории о жертвоприношении Каина и Авеля (Быт.4:3–5) следует задать вопрос: почему не была принята жертва Каина? И затем обратить внимание детей на необходимость подготовки себя к нашей ежедневной жертве Богу – молитве, на творение ее в неторопливости, тщательности, в примирении со всеми для того, чтобы наша жертва – молитва – не была бы отвергнута Богом, как жертва Каина.
Со взрослыми детьми, помимо более легкого чтения, следует понемногу заниматься разбором основ Символа веры, заповедей Христа, значения и содержания Таинств, церковных богослужений и монашества.
Родителям при этом следует по возможности самим заниматься с детьми их духовным образованием. Об этом так пишет старец Амвросий одной матери: «Вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силой убеждения об этом великом предмете (религии). Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… другие не знают ваших детей, и их душевное расположение, и потребности, и притом, слова матери более могут действовать на них, нежели слова постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце».
Вечерние чтения и беседы с детьми следует устраивать так, чтобы они не тяготились ими. Для этого можно разрешать им во время чтения заниматься какой-либо ручной и интересной для них работой, как, например, рисованием, вырезанием и склеиванием игрушек, вышиванием и т. п. Лишь бы занятия были не суетливы, без разговоров и не мешали слушать. Обстановка таких вечеров должна быть непринужденной, приятной и уютной. Чтобы чтение было выразительным, читать следует самим родителям или кому-либо из старших.
Жития святых следует читать не подряд, а выбирая из них наиболее занимательные и богатые эпизодами места. Чтобы оживить чтение, следует задавать детям вопросы: «Как вы думаете, как поступил в этом случае святой?» или «Что вы помните про святого, имя которого здесь упоминается?» или «Что ответил на это святой?» и т. п.
Игумен Феодосий из Оптиной пустыни в воспоминаниях о своей жизни рассказывает о том влиянии, которое оказали на него вечера, проведенные им в детстве около его благочестивой бабушки. Бабушка по вечерам собирала около себя семью, а сама, занимаясь рукоделием, кого-нибудь заставляла читать жития святых. Воспоминание об этих вечерах, согревавших его душу, осталось у игумена Феодосия на всю жизнь.
В семье родителей старицы Арсении, игумении Усть-Медведицкого монастыря, был обычай – в праздничные и воскресные дни собираться в кабинете отца, где кто-нибудь из старших детей читал Евангелие или жития святых, а отец объяснял прочитанное. Чтение это и беседы производили на детей глубокое впечатление.
Когда нет живых духовных руководителей, их заменяют в какой-то мере книги. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в дни своей юности любил читать жизнеописания великих святых. Это чтение оказало на него решающее влияние. В своих записках он пишет, обращаясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Макарии пленили мою душу». Рано поняв красоту души и подвига великих святых и полюбив их, епископ Игнатий не дал завлечь себя соблазнам мира и еще юношей вступил на иноческий путь.
Игумения Арсения рассказывает, что в детстве ее так пленили подвиги Марии Египетской, что она однажды ночью сделала попытку бежать из дома в пустыню. По рассказу одной инокини поворотным моментом в ее жизни было чтение епископа Феофана Затворника: «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», которую она с увлечением прочла в 14 лет.
Хорошие книги – это наши лучшие друзья. Будем сами посвящать им свое время и учить этому детей. Книги надо всегда предпочитать пустым разговорам. Хорошая духовная библиотека – это наиболее ценное семейное сокровище. Не следует жалеть ни труда, ни средств, чтобы скопить этот духовный капитал. Она дает нам возможность в любое время беседовать с величайшими и мудрейшими из людей – с теми, в которых почивал Святой Дух. Этот духовный капитал неоскудеваем: хорошие книги можно перечитывать много раз, и они не перестают питать нас духовно, согревать сердце и побуждать к добру примерами и обаянием духовной красоты.
Особенно это относится к чтению Священного Писания: сколько ни перечитывай его, в нем будут находиться всегда новые, незамеченные ранее мысли – новая духовная пища. Священное Писание неисчерпаемо, как неисчерпаема истина. Поэтому истории из Священного Писания так же, как и жизнеописания святых, следует прочитывать с детьми не один раз, а периодически повторять их.
Особо следует выделить чтение Евангелия, которое производит особое действие на душу, как слова Самого Господа. Евангелие одухотворяет, как одухотворяет молитва. Преподобный Серафим имел обыкновение каждый день прочитывать по одному Евангелисту. Читал он Евангелие всегда стоя. Многие из подвижников так часто читали Евангелие, что знали его наизусть. Имеется много рассказов о том, как начало регулярного чтения Евангелия преображало и исцеляло душу человека.
Евангелие или лучше весь Новый Завет в хорошем переплете с соответствующими надписями-пожеланиями следует подарить каждому из детей, как первый из подарков еще при крещении ребенка. Чтение Евангелия должно войти в ежедневную обязанность для взрослых детей. Если не удобно утром, то можно читать его вечером – перед молитвой.
«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», – говорит Апостол Павел (2Кор.9:6). Каждая новая страница в духовной книге, прочитанная нашим ребенком, – это доброе семя, заброшенное в его душу.
Не будем же ленивы и беспечны: будем стараться усердно засевать эти семена. Господь Сам позаботится, чтобы они взошли и созрела духовная жатва, когда по Его обетованию «и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин.4:36).
Источник: Путь к совершенной радости : Воспитание детей / Н.Е. Пестов. — Клин : Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 173 с. (Азбука.ру)