Понимание Библии, в общем, не представляет собою непреодолимых трудностей. Говоря вообще, нет такого человека, для которого эта Книга была бы совершенно недоступна и непонятна. «Благодать Св. Духа, – справедливо замечает Иоанн Златоуст, – для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения, чтобы все понимали, что эти книги говорят, чтобы ремесленник и слуга, вдова и самый необразованный человек получали от слушания пользу и назидание». Тем не менее, нельзя сказать, чтобы в Библии все было понятно – и для каждого. Не следует забывать, что Священные книги писались при известных исторических условиях, на протяжении более полторы тысячи лет, и имеют свойственные известному времени особенности речи. Затем, в Библии, как откровении Бога, заключаются столь возвышенные истины, для правильного понимания которых нужно особое руководство.
Все это предполагает в читателе, желающем уразуметь глубокий смысл этой Книги и некоторые специальные познания, и некоторую особую осторожность, а главное – руководствование такими пособиями, которые помогали бы ему непогрешимо уразумевать глубокий и таинственный смысл Св. Писания. Где же искать такие пособия? Чтобы понимать поэта, нужно, говорят, идти в страну поэта. Чтобы правильно понимать Библию, нужно идти в Церковь, потому что эта Книга явилась в недрах Церкви и в ней всегда хранилась. Поэтому Церковь и является первой и наилучшей истолковательницею Библии. Каждый желающий правильно понимать ее, должен, прежде всего, обращаться к церковной сокровищнице, к дошедшей до нас святоотеческой литературе.
«Самым важным, незаменимым пособием при чтении Слова Божия, для правильного понимания его, должно служить, – пишет Н. А. Астафьев, – для православного христианина объяснение Слова Божия, святого, непогрешимого, Православной Церковью, объяснение, предлагаемое ею в творениях св. Отцов Церкви. Почти нет места в Писании, на которое бы нельзя было найти объяснений у того или иного Отца. К этим-то объяснениям и нужно обращаться, чтобы не впасть в заблуждение при чтении Слова Божия. В случае надобности следует обращаться к живым учителям Церкви – пастырям».
«Благоговейно читая словеса Духа Божия, помни, христианин, что не нашему бедному, грешному уму исчерпать всю глубину премудрости Божией, сокровенной в Слове Божием, – говорит епископ Игнатий (Брянчанинов). – Сказано: «в злохудожну душу не внидет премудрость» (Прем.1:4), ибо сама премудрость для человека есть, прежде всего – благочестие» (Иов.28:28).
Были люди святые, сердцем чистые, духом смиренные и к Богу близкие; они читали Слово Божие и просили у Бога вразумления, как понимать Книгу словес Его; и Бог просвещал их Своею благодатью, и они, умудренные благодатью Духа Божия, оставили нам в своих писаниях толкования на Слово Божие. К сим богомудрым толковникам обращайся и ты, смиренный читатель Слова Божия; не мудрствуй сам паче меры ума твоего; безопаснее довериться в уразумении тайн Божиих – тому, кто святою жизнью очистил свое сердце от страстей и сам стал обителью Духа Божия; безопаснее вопросить такового богопросвещенного мужа, нежели самому, одним своим умом, пускаться в неисследимую глубину Божией премудрости. Слово царское лучше понимает и объясняет царский слуга; Слово Божие лучше разумеет и изъясняет близкий Богу муж. А таковы и были богомудрые пастыри и учители Церкви Божией, которая, по слову Апостола Христова, сама есть столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Они сами изъясняли Св. Писание, руководствуясь преданием, от св. Апостолов к ним дошедшим. Так св. Златоуст в одном месте говорит: «Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей». Так Дух Божий, пребывая согласно Христову обетованию в Церкви, избирал св. мужей, и чрез них сохранял и хранит доселе чистоту истинного истолкования Св. Писания. Их толкование есть разумение самой Церкви. «Только в Церкви, – говорит Климент Александрийский, – хранится истинное ведение: кто толкует Писание вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины». «Кто не в Церкви, – говорит св. Иларий, – тот вовсе не может разуметь Божественного Слова». После этого нам ли грешным, со своим близоруким умом, со своим нечистым сердцем, браться за такое великое дело?..
«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Св. Писания, – внушает тот же епископ-подвижник. – Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Св. Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
Источник: Как читать Библию? Приложение: Свидетельства Отцов Церкви и церковных писателей о Библии: (2-й библ. вып.). — Вышний Волочек: Тип. В.С. Соколовой, 1907. — 56, XLVIII с. (Азбука.ру)