Мне приходилось слышать, что как раз «Лествица» вызывает какой-то страх у людей и кажется непонятной и тяжело исполняемой. Почему это происходит?

Дело в том, что традиционно люди, читающие «Лествицу», первоначально спотыкаются на рассказе о «темнице кающихся». Это место, о котором повествует преподобный, где подвизались впавшие уже в монастыре в те или иные согрешения иноки. Там действительно говорится об очень, скажем так, строгом образе покаяния – столь строгом, что, кажется, эти люди были к себе беспредельно жестоки, буквально умерщвляли себя трудами покаяния и теми епитимиями, которые они возлагали на себя сами или по благословению своих духовных отцов.

Но тот же преподобный Иоанн Лествичник говорит, что тому, кто читает об этих подвигах, не надо даже ревновать о том, чтобы им подражать, – достаточно, глядя на них, смириться и познать свою немощь. Но поскольку этот вот совет – смириться и познать свою немощь – многие люди, читая, пропускают, то они впадают в уныние, потому что когда человек примеряет на себя тот труд, тот подвиг, который несли эти иноки – падения которых, может быть, были на самом деле совершенно незначительными, просто они были по отношению к себе столь строги, – ему становится страшно. А примерить на себя нужно, на самом деле, другое: ощущение того, что спастись ты можешь только по милости Божией. Ощущение того, что ты никуда не годишься, но Господь человеколюбив и милосерд. Вот это дается трудно. Хотя именно к этому практически все книги святых отцов нас и ведут.

Святые отцы были людьми, которые знали Бога опытно: знали Его любовь, знали Его сострадание к человеческому роду и к каждому человеку в отдельности. И поэтому никто из них не говорит о Боге только лишь как о Судии Праведном – каждый из них говорит о Боге как о любящем милующем Отце. У преподобного Исаака Сирина есть такие слова – дерзновенные, которые, может быть, не сразу легко понять. Он говорит о том, чтобы мы ни в коем случае не называли Бога правосудным и праведным. Потому что, говорит он, ты согрешил, а Бог распялся за тебя, поэтому Его милосердие многократно превосходит Его праведность как Судии. То есть Господь как Судия, получается, даже порой неправеден, потому что Его любовь, Его человеколюбие побеждают в Нем то, что должно было быть основанием праведного суда, то есть суда, который нам причитается по нашим «заслугам». Господь милует. И преподобный Исаак Сирин говорит о том, что все согрешения человеческой плоти – это как горсть праха, брошенная в море, перед лицом милосердия Божия. Но это, конечно, в том случае, если человек сам болезнует о своих грехах, сам о них переживает. Тогда это именно так. Если же человек считает, что в них нет ничего страшного, тогда, конечно, они встают перед ним как некая стена, его от Бога отлучающая.

Но стоит раскаяться, стоит себя во всем осудить – и действительно, эти согрешения превращаются в такую горсть праха, которая в этой бездне милосердия Божия тонет.

Игумен Нектарий (Морозов)

Ошибка в тексте