И шлем спасения возьмите.
То есть спасающий и оберегающий. Ибо если мы будем иметь веру (спасающую и охраняющую нас), то скоро получим и спасительные помыслы, охраняющие нашу главу или руководительный ум.
И меч духовный, который есть Слово Божие.
В вышесказанном Павел нас вооружил, чтобы не причиняли нам вреда враги, а теперь дает оружие, которым мы сами можем причинять сильный вред врагам Итак, мечом Духа называет иносказательно или Самого Духа, или духовную жизнь, которой сокрушается глава дракона. Духовный же сей меч есть слово Божие, то есть заповедь. Ибо если мы будем исполнять Его заповеди, то будем умерщвлять змея лукавого, как говорит Исаия (Ис. 27:1). Или же слово Божие есть выражение: во имя Иисуса Христа встань и ходи (Деян. 3:6), и тому подобные. Или же мечом Духа называет просто мудрость духовную. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча (Евр. 4:12), и имеющий дар сего духовного меча и глаголющий божественное — неодолим, каков был сам Павел.
Это есть меч, который в исцеление нам проливает вредоносную кровь, оживляющую почву грехов наших, срубает и отсекает в душе нашей то, что относится к плоти и земному, и, умертвив нас для греха, заставляет жить для Бога, процветая в добродетелях.
Что есть меч духовный, изъясняет сам Апостол, говоря, что это есть глагол Божий, то есть Богооткровенное слово. Как сим словом поражать можно врага, показал Сам Господь, когда, искушаемый в пустыне, все хитросплетения диавола рассекал мечом слова Божия. Восприять такой меч, значит — знать на память Божественные изречения и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским. Условие действенности такого оружия есть не вера только и любовь к слову Божию, но и расположение по нему жизни. Поелику такое состояние благодатию Божиею производится, то произносящий возлюбленное и делом осуществляемое слово в нем износит и благодатную силу, которая опаляет врага. Опытные борцы с диаволом — подвижники — говорят, что если в час искушения начнешь читать псалмы и особенно такие, в которых говорится что-либо относящееся к искушению, то оно тотчас исчезнет, как исчезает дым от дуновения ветра. Иные говорят: собери и содержи в памяти наготове изречения Писания против всякой страсти, и, когда случится быть искушаему какою, припоминай и читай вслух, если можно, сии изречения, — и искушение отойдет.
Святой Златоуст говорит на это: «Не один щит и шлем нам нужно взять, но также и меч духовный, дабы не только обезопасить себя от стрел, бросаемых в нас диаволом, но поразить и его самого. Действительно, владея этим мечом, душа, быв при этом еще ограждена от разжженных стрел, может с полной смелостию стать против врага и не опасаться за свой успех; она в силах будет, разорвав броню неприятеля, убить дракона и отсечь ему голову. И сам Павел тем же мечом рассеял и пленил умыслы диавола. Глаголом Божиим он называет здесь заповедь, или учение, которое завещал Иисус Христос Апостолам и которое они повсюду проповедовали, совершая во имя Его чудеса. Будем же наблюдать одно: как бы сохранить во всем заповеди Божии. Ибо исполнение их поведет нас к тому, что таким образом мы низложим и умертвим диавола — этого хитрого змия».
В этом разумении меч духовный, глагол Божий, будет стоять в соответствии с препоясанием истиною, подавая обильный источник, откуда почерпать истину.
Наденьте шлем, духовный шлем — не от пуль, не от осколков бомб защищающий шлем стальной, а шлем надежды на спасение, шлем надежды, что Господь с нами и дал нам силу и власть поборать диавола. А что это за меч, не стальной, не обоюдоострый, а меч слова Божия? Какова его сила?
Вот что говорит св. Павел: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12).
Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия.
Вот видите, какое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Видите, что не оставляет нас Бог в доброделании, видите, что получили мы броню праведности, шлем спасения, щит Божий и меч духовный — слово Божие. Так что же, неужели не используем это святое всеоружие, неужели будем беспечны, не постараемся приобрести его?!
А как его приобрести? Только одним способом: верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди.
Тогда и только тогда получим всеоружие Божие, тогда будем не одни: вместе с нами против духов злобы поднебесных, против миродержителей тьмы века сего будет сражаться Сам Господь наш Иисус Христос, ибо для того и взошел Он на крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам это всеоружие Божие.
Тягчайшему наказанию подвергнемся, если не будем почитать за святыню Кровь Христову, которой мы спасены и освящены. Да не будет этого ужаса ни с кем из нас! Да будет нам в повседневной борьбе нашей с духами злобы поднебесными помощью Сам Царь и Бог наш Иисус Христос, Ему же слава и держава с Безначальным, Пресвятым Его Отцом и Святым Духом. Аминь.
Источник:Проповеди. Том I. Неделя 34. О всеоружии Божием.
«И шлем спасения возьмите», то есть созерцание Бога, которое рождается через вкушение Святых Таинств. Они делают нашу голову защищенной, как сказано: «Мужу глава Христос… а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11:3). Шлем — это образ Христа, и он называется шлемом спасения, ибо Христос и есть спасение наше.
«И меч духовный, который есть Слово Божие». Преподобный Антоний Великий говорил, что христианин должен на каждое дело иметь свидетельство Священного Писания. Именно Священного Писания. Часто чтение Библии воспринимается как некое навязанное правило, которое почему-то нужно исполнять. А между тем Слово Божие — это настоящий меч, который силен отразить любое нападение врага. В Писании есть все необходимое для сокрушения дьявола. Берите Слово Божие и бейте им врага.
Многие наши молитвы, включая Иисусову, взяты из Священного Писания, поскольку оно обладает огромной силой для отгнания врага и преодоления всех его искушений. Когда человек с верой молится Словом Божиим, обращая его против искушений и соблазнов, он поражает и отгоняет от себя врага. Недаром в древности во многих Церквах не было особого чина изгнания дьявола. Епископ (или же христианин, обладающий даром изгнания) читал над одержимым человеком Псалтирь или Евангелие, и тот очищался. Враг покидал его в ужасе, потому что меч Духа — это Слово Божие. Через Писание говорит Сам Дух Святой.
Если шлем духовный — это присутствие Божие, а спасение — Бог, то, как это спасение дается? Необходимы Таинства, которые дают нам возможность правильно понимать Писание. Существует правило, согласно которому после причащения нужно упражняться в чтении Священного Писания. Нужно не только прочесть правило после Святого Причастия, но очень полезно сесть и углубиться в Слово Божие, внимательно и с молитвой, чтобы Господь Бог дал нам возможность сокрушить всякого врага и супостата.
Более того, практика Церкви свидетельствует, что некоторые места Священного Писания имеют особое значение в борьбе с различными видами страстей. Против страсти уныния хорошо читать прощальную беседу Христа. Против страсти гнева особое значение имеют чтения из Евангелия о страданиях Господа. От страсти печали очень помогает Псалтирь. От нападения блудных помыслов помогают чтения из книги пророка Иеремии и других пророков. Книгу пророка Даниила полезно читать гордецам. В Священном Писании есть лекарства от всех духовных болезней. Нужно уметь использовать эти лекарства, бить дьявола духовным мечом. Тогда Дух Божий даст нам победу над всеми врагами.
Источник: Священник Даниил Сысоев. Строительство Дома Божия. Толкование на Послание к Ефесянам — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2018. — С. 339-341