Да. Я это делал в таких случаях. Когда в юности, читая Евангелие, я не понимал какое-то место, то не рассуждал о нем, а говорил себе: «Я знаю, что у этих слов есть скрытый глубокий смысл, но пока я не понимаю его». А в нужный момент понимание приходило само. Но я все-таки считал, что надо спросить у кого-нибудь еще, как это место толкуют святые отцы. И оказывалось, что мой взгляд совпадает с традиционными святоотеческими толкованиями. Ведь это наглость, если кто-то пытается по своему разумению толковать Священное Писание, тем более когда не понимает его. Так что, читая Евангелие и творения святых отцов, не объясняйте их рассудочно, но ожидайте Божественного просвещения.
У святых отцов был на все духовный, Божественный взгляд. Святоотеческие творения вдохновлены Духом Божиим, и так же Святым Духом отцы Церкви толковали Священное Писание. Сейчас в людях нет этого Духа Божия, поэтому они не понимают святоотеческих книг. Они на все смотрят мирскими глазами, не вглядываясь в глубины, они лишены той широты души, какую дают вера и любовь. Рассудочный человек не поймет ни Евангелия, ни святых отцов.
– Некоторые пытаются разобраться в Евангелии с помощью здравого смысла и ничего не могут понять в нем.
– Невозможно согласовать Евангелие с мирским здравым смыслом. Основа Евангелия – любовь, в основе здравого смысла лежит выгода. В Евангелии читаем: «Если кто-то принудит тебя идти одну версту, то иди две» (Мф.5:41). Какой в этом здравый смысл? Скорее, умопомрачение. Поэтому попытки сообразовать Евангелие со здравым смыслом ведут в тупик. Люди умствуют, рассуждаю! С позиций здравого смысла и бывают сбиты с толку. И Евангелие не становится частью их жизни.
Преподобный Паисий Святогорец «О чтении Евангелия»
***
«Как читать Библию, если ничего не понятно? Если вы придете на собрание врачей, которые будут говорить на своём языке, то вы тоже ничего не поймёте. Любое собрание любых людей формирует свой специфический сленг, в зависимости от того, чем люди эти занимаются. И у Евангелия тоже есть какая-то словесность, которую нужно понимать даже не разумом, а сердцем. Когда я начал читать Евангелие во второй раз, я подумал, что я вообще этого не читал. Когда я начал читать в третий раз, я понял, что не читал ни разу.
Что происходит? Я думаю, что Господь открывает человеку ровно столько, сколько тот может понести. Если информации для человека чрезмерна, и он просто захлёбывается в ней, то он получает ровно столько, сколько ему надо. Но со временем поднимаясь над своим предыдущим опытом, человек может лицезреть новую информацию с новой точки своей новой высоты.
Даже если вам там ничего не понятно, сделайте над собой такое усилие: прочитайте абзац из Евангелия или Библии. И если каждый день читать хотя бы по одному абзацу, то за год вы прочитаете всё Евангелие. А если будете читать чуть больше — то за год вы прочитаете всю Библию. Не стоит огорчаться, если вы что-то не понимаете. Наступит время — и Господь вам откроет. Но, прежде чем читать эту божественную книгу, нужно попросить у Бога, чтобы он дал разума понять то, что вы будете читать»
Протоиерей Александр Тылькевич
***
Встречая что-либо непонятное при чтении Библии, не следует на этом останавливаться, – после поймешь, при повторенном чтении. Вообще полезно часто перечитывать одно и то же. Прочитав, например, какое-либо послание апостола Павла, вслед затем прочитайте его во второй, в третий раз и притом не торопясь. При таком повторительном чтении не только уясняется прежде непонятное, но и в речениях уже однажды понятых, усердный читатель открывает всякий раз всё новые мысли, которые расширяют и углубляют его понимание, радуя сердце. Каждое слово Божие во истину является тогда как бы семенем, из которого при внимательном рассматривании его очами веры, постоянно вырастают стебельки, цветки, плоды новых мыслей; так что, чем более читаешь какую-либо часть Св. Писания, тем более нового находишь в ней для себя: содержание её постепенно расширяется – до бесконечности, являя на себе тем свойство Слова Божия, столь же вечного и беспредельного, как и Тот от Кого оно изошло. По мере возрастания в тебе духовной жизни будет возрастать в тебе и понимание «слов жизни», которые и суть «дух и жизнь». Безумен тот, кто хочет сразу понять всё в Библии. Священное Писание, написанное по внушению Духа Божия, и понято может быть лишь при содействии Св. Духа, а чтобы удостоиться этой благодати надо иметь младенчески доверчивое сердце. Вспомним слово Спасителя: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам», – и с детским доверием будем читать Слово Божие, как послание небесного Отца нашего к нам. Как читаем и перечитываем мы строки дорогого нам лица, останавливаясь над каждым словом, вдумываясь в него и услаждаясь им, обращая мысли и чувства свои к тому, от кого письмо, так следует читать и Слово Божие: с благоговейным вниманием и детскою любовию, отбросив всякое сомнение и все заботы житейские, вознося свой ум и сердце к Тому, который в отеческом попечении о нас, «послал нам Слово Своё, чтобы исцелить нас»
Николай Александрович Астафьев «Пособие к разумному чтению Библии»
***
Нередко можно слышать жалобу: «Как читать Библию, когда мы многого в ней не понимаем?» И с этим вопросом, откладывая Библию, принимаются за другие понятные и легкие книги.
Ложное извинение это, братия! Не читая Библии, умея читать, мы лишаем себя драгоценнейшего сокровища в мире.
Никакое человеческое произведение – самое назидательное и благочестивое – не доставит нашей душе того, что доставляет Слово Божие, живое и действительное.
Библия непонятна для того, кто не умеет понимать ее: а как же выучиться понимать ее? Предлагаем готовый совет для желающих научиться понимать Библию.
Некоторый брат, живший в Киновии, предавался унынию при чтении Святого Писания оттого, что, ему казалось, не понимал читаемого.
Он сказал своему отцу духовному: «Отче, зачем мне напрасно трудиться в чтении, когда я не понимаю читаемого?» – «Чадо, – отвечал ему старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и глотают ее не жевавши, стараясь только как можно более захватить; а потом, наевшись, пережевывают пищу. Так и ты, пока имеешь время и возможность, как можно больше и без лености читай божественные книги.
После или сам, навыкнув, поймешь, что непонятным кажется теперь, или узнаешь из бесед отцов, учителей церковных, или, если не будет земных учителей, Сам Господь просветит твой ум и сердце в познание тайн Своих» (Пролог, 4 Февраля).
Протоиерей Николай Успенский «Слово Божие и его сила»