Протоиерей Андрей Ткачев «О чтении и изучении Священного Писания»

Что значит для нас весь корпус Священного Писания?

Писание – это слово Божие, записанное рукою человеческой. Люди с открытым ухом, люди, смотрящие одним глазом вверх, а другим глазом, так сказать, вниз, то есть стоящие ногами на земле, а головой устремляющиеся к Небесам, люди, способные к разговору с Создавшим их, составили нам священные книги, начиная с Моисея, первого священного писателя. И эти книги в конце концов сформировались в одну, называемую Библия, что в переводе означает «книги». Библия – это не «книга», это «книги» – во множественном числе.

Держа в руках Библию, мы держим в руках целую библиотеку. Там есть космогония, история царей, описание жизни интересных людей, там есть переписка отдельных лиц и послания, направленные от частного лица к целому собранию или группе людей. Там есть любовная лирика, там есть притчи мудрых, там есть предсказания о будущем, то есть там – все жанры литературы, собранные под одной корочкой, и называется это «Книги». Но само слово «Библия» в Библии отсутствует.

Книги эти священного происхождения, книги Божии, книги, Самим Богом подаренные человеку, и сегодня, в эпоху тотальной грамотности, очень хотелось бы, чтобы человек упражнялся в Законе Господнем день и ночь. Так начинается Псалтирь царя Давида. Он похваляет и уважает человека, который склонил свое сердце к изучению Закона Господня и в Законе Господнем поучается день и ночь. Собственно, когда Закон давался через Моисея людям еврейским, было сказано, что мудрость твоя будет в том, чтобы ты не отпускал книгу-закон от глаз твоих ни утром, ни вечером: ложась и вставая, насыщаясь и поднимаясь из-за стола, просыпаясь и засыпая – постоянно, на пути и дома, занимаясь изучением слова Господня. Божественная Тора – а впоследствии потом Божественное Писание, то есть Тора и пророки, доходящее в конце концов до Священного Божественного Евангелия четверочастного – четыре реки, вытекающие из рая: Матфей, Марк, Лука и Иоанн, – со всем корпусом апостольских писаний – это не слова человеческие. Это не слова человеческие, но слова Бога, которые были произнесены Господом в слух уха духовного человека в тех или иных исторических условиях

На них есть печать истории, потому что произносились они в проблемных условиях: в Египте, в пустыне, в земле Израиля, в земле изгнания – Вавилоне, в пленении римлянами, при распространении Божьего слова в пределах Малой Азии и части Средиземноморья, то есть каждый раз – печать исторического свидетельства. И память об истории, конечно, есть, она оттиснута на этом слове, но сердцевина его – это слово Божие, а не слово человеческое. Как говорил известный, ныне покойный, Царствие ему Небесное, филолог и культуролог Юрий Лотман, вечность всегда одета в одежду времени, то есть всё, что есть вечного, одевается в одежду времени. Иногда в камзол, иногда в сюртук, иногда в пиджак, иногда в рыцарские латы, но под латами, пиджаком, сюртуком и камзолом всегда находится сердцевина, то есть корень – Божие слово, Божие откровение, данное людям навсегда.

Вообще евреи, поднаторевшие в изучении священных писаний, имевшие заповедь заниматься этим день и ночь, конечно, могут быть нашими учителями в части бережного отношения к Священному Писанию. Раньше ведь не было печатных станков и люди переписывали книги от руки. Две ошибки в тексте – и вся Тора уже негодна! Переписчик Торы – это человек, который слеп над книгой. И, например, когда он писал имя Божие, видел четыре священных буквы, он снимал с себя старую одежду, омывался водой, надевал на себя белую новую, говорил: «Я хочу писать имя Господне», – и продолжал. Годами переписывались священные тексты, ничего в них не упускалось.

Евреи, переписывавшие Библию, – об этом Паскаль замечает в своих мыслях – скрупулезно и тщательно, из поколения в поколение передавали до буквы, до йоты, до последней черточки всё, что касается наказаний им же, евреям, за несоблюдение Заповедей Господних. Любой другой народ, предполагает Паскаль, имея самовлюбленность и считая себя лучше других, наверняка бы со временем вычеркнул, вымарал, вычистил бы эти страшные слова, которые Бог с угрозой произнес евреям. Он сказал: если ты будешь делать всё, что здесь написано, у тебя будет то-то, то-то и то-то, а если ты не будешь делать то, что здесь написано, у тебя будет то-то, то-то и то-то. А Книга Второзакония может поднять волосы на голове, столько там ужаса написано. И они из года в год, из столетия в столетие переписывали эти страшные слова, обращенные к ним, так как понимали, что это – слово Божие.

Христос Господь сказал: ни единая йота, ни единая черта не прейдет от закона, пока не исполнится всё. Йота (еврейское «йод») – самая маленькая буква алфавита, а черта – это надстрочная или подстрочная огласовка, которая подсказывает, как произносить то или иное слово, так как гласных букв в еврейском алфавите только две – «а» и «у», остальные все должны угадываться по контексту, и для этого есть всякие черточки. Так вот, каждая черточка имеет свою цену, имеет свой вес.

Еврейские книжники подсчитали, что Господь Бог дал, кроме Десяти заповедей на горе Синайской, в общей сложности 613 так называемых мицвот – 613 священных повелений, которые делятся на запреты и приказы. Вообще заповедь – это запрет и приказ. Когда Господь создал Адама в раю, Он сказал ему: «Рай нужно возделывать и хранить». Это приказ: возделывай и храни! А запрет – «Не вкушай от древа познания добра и зла». Также и в Десяти заповедях есть запреты и приказы. Например, «чти отца и мать» – это приказ, повелительный, положительный приказ. «Не укради» – это запрет. Запреты и повеления – это и есть заповедная зона действия нравственного закона.

Так вот, евреи подсчитали, что в общей сложности запретов и приказов Господь дал 613 во всём Писании, а 613, оказывается, раскладывается удобно на два числа: на 365 и на 249. 365 – это повелений, которые равны числу дней в году, а 249 – запреты, которые равны числу костей в человеческом организме. Я поинтересовался в современных медицинских атласах: 249 – это считая плюсневые косточки (в пяточке самые маленькие) и самую маленькую косточку в ухе – молоточек, которая совсем микроскопическая, которая бьет по барабанной перепонке, реагируя на колебания звука. Как они всё это подсчитали в древние времена – я не знаю: анатомия была запретным занятием. Только в средние века начали препарировать трупы преступников, чтобы понимать внутреннее устройство органов человеческих. Как они раньше этим занимались – не понимаю. Но, действительно, 365 повелений, 249 запретов – вместе 613 заповедей Господних. И это не случайно.

Куда ни ткни – там везде пророчества, куда ни ткни – там везде о Господе. Ни йота единая, ни единая черта не прейдет от закона, доколе не исполнится всё.

В окончание нашей сегодняшней беседы приведу такой пример, он мне просто феерически нравится, я наслаждаюсь и скачу от радости. Когда Моисей умирал, он передал свои полномочия Иисусу Навину. Иисус Навин – это человек, который привел еврейский народ через Иордан в пределы Палестины и там воевал сильной рукой с гергесеями, ферезеями, иевусеями, выгонял их всех и поселял народ на разделенной земле по коленам. Так вот, Моисей знал, что он не зайдет в обетованную землю. Он вывел народ из Египта, но сам в землю обетованную не поведет – так Бог решил. И он передает свои властные полномочия – царские по сути, судебные и военачальнические – Иисусу Навину. Ну, его еще и не звали тогда Иисус, звали его Осия. Осия, сын Навина. Для того, чтобы передать ему всю свою власть, Моисей называет его Иисусом, переименовывает его, и тогда уже дает ему власть. Завести людей в землю обетованную должен Иисус. Моисей должен вывести вас из рабства, но в землю покоя он вас не заведет – это пророчество, – а заведет вас в землю покоя Иисус. А для этого нужно переименовать Осию в Иисуса. А как переименовывается Осия в Иисуса? Это очень интересная вещь! Осия по-еврейски – Гошуа, а Иисус по-еврейски – Йегошуа. Для того, чтобы переименовать Гошуа в Йегошуа – Осию в Иисуса, – нужно добавить ему йоту единую! Вот теперь – заводи людей! Теперь ты – Иисус. Вот вам и единая черта, вот вам и единая йота, которая не прейдет от закона, то есть мелочь вроде бы, которая добавляется к имени и решает судьбы мира.

Авраам сначала был Аврам, но потом Господь говорит ему: ты больше не будешь Аврам, ты будешь Авраам, Аврахам (Ибрагим, как говорят арабы). То есть добавляется буква «хэй». Эта буква имени Божия – ЙХВХ – она два раза повторяется: «йот», «хэй», «вау», «хэй». «Это Моя буква, – говорит Господь, – я Свою букву дам тебе, будешь теперь Аврахам, и Моя буква будет в имени твоем, и ты будешь сильный, и сильнее всех, и от тебя родятся миллионы».

Так что каждая запятая в Писании нужна, каждая йота, каждая черточка, и мы, грамотные люди, сегодня, конечно, должны изучать Писание. Мы должны изучать его, например, на отдыхе. Вот сейчас с вашей головы хотя бы на месяц слезет, допустим, забота просыпаться утром, чистить зубы, есть вареные яйца и бежать на метро, чтобы успеть на работу. Вы будете спокойно отдыхать – кто-то поедет в Болгарию, кто-то поедет на озера Саян, кто-то поедет в Подмосковье на дачу, кто-то поедет на озеро Байкал или на Камчатку на гейзеры… Куда хотите, поезжайте, но, пожалуйста, берите с собой Священное Писание и изучайте его.

В машине едучи, включайте себе Псалтирь, или пророка, или Апостольские Писания – и слушайте. Ну сколько можно Машу Распутину слушать, например, или Филиппа Киркорова, едучи в машине и, может, коптя небо в пробках! Включайте диски с песнопениями, молитвами и священными текстами. Дома читайте Божественное Писание, потому что это не слова человеческие, это слова Божии, и когда ты читаешь Писание, то Бог разговаривает с тобой. А когда ты хочешь сам что-то Богу сказать, это уже молитва. В молитве ты с Богом говоришь со своей стороны, а когда ты читаешь Писание – Бог разговаривает с тобой со Своей стороны. Вот и получается такой интересный диалог.

«Бери, читай! Бери, читай!» – говорил ангельский голос блаженному Августину. Он страшно мучился: идти за Христом или всё-таки еще подождать? делать перелом в своей жизни или, может быть, потом? готов я или не готов? Был тоненький голосок ему над ухом: «Бери, читай! Бери, читай!» – «Tolle, lege! Tolle, lege!» И он раскрыл книгу – Послание апостола Павла – и прочел: «Не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти, но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13: 13–14). Эти слова ударили его в сердце, и Августин поменялся. Он стал тем, кем знаем мы его сегодня, – святым отцом. Он о том, что с ним произошло, рассказал своему другу Алипию, Алипий раскрыл тоже Библию наугад, а там было написано: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14: 1).

Бери, читай! Бери, читай! Tolle, lege! Tolle, lege! Священное Писание дано каждому для спасения, для вразумления, для назидания в праведности.

Источник

Как понимать Священное Писание?

Сегодня мы будем говорить о воскресных чтениях Евангелия от Луки. О том, как воскресший Христос явился ученикам, «показа им руце и нозе и ребра Своя», они пришли в страх, Он сказал: «Почто помышления входят в сердца ваша»? указывая, что Он знает сердца и видит не только внешнее смятение, но и бурю внутри человеческого сердца. «Яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:38,39). Когда они не веровали, он взял перед ними мёд, печеную рыбу  и ел. Не потому что голодал, но потому что доказывал таким образом телесность Своего воскресения. Затем Он говорил:

«Рече же им: сия суть словеса, яже глаголах к вам, еще сый с вами, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о Мне. Тогда отверзе им ум, разумети Писания».

(«И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний»).

Остановимся на этих словах.

Он говорит – вот слова пророка Моисея, и «отверз им ум» понимать написанное. Это были евреи, которые читали Писание постоянно по субботам, всю жизнь, в домах читали, это была самая образованная нация. Он отверз им ум, сказав – исполнилось всё, что писано «о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Что мы знаем о Христе, написанное в законе Моисеевом? Имеется в виду пять книг Моисеевых – Бытие, Исход, Левит, Второзаконие и Числа. О Нем там много написано. Иудейские книжники говорили, что в Писании нет ни одной страницы, где не было бы слов о Мессии, нужно уметь это видеть. Например, история Иосифа. Это история Христа. Невинный, девственный, пророческим даром одаренный, братьями преданный, в плен попавший, блудной женой соблазненный, но не соблазнившийся, в тюрьму севший за целомудрие, вошедший во славу – это яркий образ Христа. И таких образов в Писании множество. Моисей, начинающий свою жизнь от воды, небольшой просмоленной корзинки, в которой его пустили по воде, и по воде он плыл, чтобы не быть жертвой убийства, и был найден купавшейся дочерью фараона. Вода – начало Моисея, вода – начало Евангелия. Предтеча пришел на Иордан крестить, Христос пришел на воду, с воды начинается Евангелие. Писания Ветхого и Нового Завета едины. Как говорит Блаженный Августин, Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете, а Новый Завет скрыт в Ветхом Завете.

Исполнилось всё, о чем говорилось в пророках и псалмах. Вообще, христианину псалмы нужно знать наизусть. Здесь мы прикасаемся к серьезной теме нашего религиозного невежества. Есть церковные правила, что нужно знать наизусть всю Псалтирь. Каждому епископу, священнику и дьякону, то есть всякий человек, принимающий посвящение в сан, должен знать Псалтирь наизусть. В Псалтири самая «качественная» проповедь о Господе. Написано о Христе много – и у пророков и в псалмах, но это закрыто, в том смысле, что человек может читать и не понимать. Для того, чтобы понять написанное, нужно иметь открытый ум. Об этом пишет Павел во Втором послании к коринфянам – евреи читают Писание, читают его больше чем мы, ежедневно читают, вникают, изучают, но покрывало на лице лежит, и они не понимают, о чем читают. Покрывало снимается Христом. Они читают, но не понимают, мы понимаем, но не читаем.  Христос открывает человеку разум для понимания Писания. Если Христос откроет вам разум для понимания Писания, у вас не будет никакого интереса в жизни из чтения, кроме как читать Писания Ветхого Завета и находить там «следы» Христа.  

Христос воскресший открывает разум апостолам к разумению Писания. (Лук.24:46) И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, чтобы было проповедано во имя его покаяние, отпущение грехов во всех  языцех, то есть народах. У апостолов открылся разум, и они теперь должны идти открывать разум другим. Апостолы – это свидетели Христова пришествия. Свидетель – это тот, кто видел.. И они могут говорить в проповеди не «я прочитал», «я понял», «я додумался», а «я видел». Так говорит Иоанн Богослов – я видел и руки мои осязали. Свидетель – это участник событий, который видел, слышал, прикасался.  

Важным является то, что Христос отверзает человеку разум к пониманию Писания. Без отверзения разума человек не может понять Писания. Все христиане должны быть читателями и изучателями священного Писания. Если вы этим не занимаетесь, то видимо вы отлыниваете от христианского звания. Если Писание для вас не настольная книга, если вы не знаете названия всех книг, вы уклоняетесь от серьезных занятий. Все христиане должны быть людьми, упражняющимися в чтения Священного Писания. Это особое чтение. Например, Толстого в его лучших произведениях, «Война и мир», можно на ночь прочитать страниц 150. Апокалипсис, или Исайю, или Даниила, можно прочесть 1-2-3 главы, а дальше не сможете – потому что слишком плотный текст. Слишком много благодати, слишком тяжело впитывать подаваемое. Человек не готов – половину не понимает, другую половину понимает, но она его пугает. И он, насыщенный, останавливается. Чтение Писания – это труд. Чтение газет – это отдых, чтение беллетристики – это убийство времени, чтение любимых писателей или поэтов – это наслаждение. Чтение Писания – это не наслаждение, не убийство времени, не отдых, это труд.  Христианин, не читающий Священного Писания, это лентяй и дезертир. По сути, он сбежал с поля боя, так как чтение Писания есть некая духовная война.   Война меня с самим собой, война Бога с грехом, война Христа с дьяволом, война, в которой мы участвуем, вы должны читать Писание – иначе как Бог вам откроет ум?

Сначала вы читаете Писание, читаете месяц, два, осознаете, что там много непонятного, думаете, кто бы мне объяснил. А потом происходит, что Бог открывает ум к пониманию Писания. Если ты вообще не читаешь Писания, то ты согрешаешь. Златоуст говорил: «Все грехи мира – от незнания Писания». Правители были бы наполнены смирением и страхом Божиим, если бы читали Писание. Они бы видели, как поступает Бог с Киром, с Навуходоносором,  с Седекией, Давидом, Соломоном, и как это страшно – быть во главе народа. Простые люди были бы другими, если бы знали Писание.

Писание надо читать. Говорят, я ничего не понимаю. Правильно, ты читаешь и ничего не понимаешь, почему? Потому что Бог открывает разум человеку для понимания Писания. Если Бог тебе это не откроет, так и будешь читать как сказки, как притчи. Но чтение все равно надо начинать. Нет ни одной службы в церкви, на которой не было бы чтения Священного Писания – чтение постоянно, без этого нет богослужения. Человек, знающий грамоту, обязан читать ежедневно Священное Писание. К этому надо прийти, мы пока к этому не пришли. Не пришли по разным причинам – по причине исторической инерции, у нас долгое время – годы, столетия – люди были неграмотны, они Писание воспринимали на слух. Сейчас все грамотны. Откройте для себя эту нишу и заполните ее трудом.  С кем не поговоришь – никто ничего не знает. Спросите у человека, что написано в книге Бытия, в такой-то главе? Он на тебя глаза вытаращит.

Все грамотные, у всех крестики на шее. Господь говорит с нами через Писание. Блаженный Августин говорил: «Когда ты молишься, ты говоришь с Богом, когда ты читаешь Писание, Бог говорит с тобой». Это диалог. Монолог бесполезен. Начинайте просвещаться и понимать изнутри, что есть воля Божия. Начинайте читать всё то, что вы еще не читали. А затем Бог вам откроет разум к пониманию Писания. От вас начнется труд, от Бога начнутся подарки – будет открывать разум к разумению Писания.

Источник

Ошибка в тексте