Святитель Иоанн Златоуст «О чтении Священного Писания»

Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407)

Сколько полезно упражнение в чтении Священных книг

Мы можем и дома оставаясь, и после, и прежде обеда, взяв в руки божественный книги, получать от них пользу, и доставлять душе духовную пищу. Ибо, как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной, дабы укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и воздерживать постоянную брань, которая нам угрожает и делает душу нашу пленницею, если мы, хотя на краткое время, захотим предаться беспечности.

Посему и пророк Давид назвал блаженным того, кто в законе Господнем поучается день и ночь (Пс. 1:2). И блаженный Моисей, наставляя народ Иудейский, говорит: И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего (Втор. 8:10). Видишь, тогда-то особенно, по принятии пищи, должны мы предлагать себе духовную снедь, чтобы душа послe насыщения телесною пищею, вознерадев, не впала в погибель и не дала места козням диавола, который во всякое время старается нанести нам смертный удар. Тот же пророк в другом месте сказал: лежа и восстав, поминайте Господа Бога вашего (Втор. 6:7).

Видишь, что ни в какое время не должно нам изгонять из своей души это памятование (о Боге), но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но зная ярость врага нашего, трезвиться и бодрствовать, заграждать ему все входы, и никогда не пренебрегать духовною пищею. Ибо в этом наше спасение, в этом духовное богатство, в этом безопасность. Если так станем каждодневно ограждать себя и чтением, и слушанием, и духовным собеседованием, то в состоянии будем и сами сделаться неодолимыми, и козни лукавого демона сделать безуспешными, и получим Царство Небесное. 

Слово Божие дороже всех сокровищ

Приобретение (морских дорогих) камней не много приносит пользы владельцу, напротив, часто даже вредит и бывает для него причиною бесчисленных бед; не столько радости он чувствует, находя их, сколько неприятностей терпит, нашедши, от того, что возбудил против себя глаза завистливых и вооружил жадных корыстолюбцев. Ничего подобного нельзя опасаться от духовных драгоценных камней: и богатство, ими доставляемое, неисчислимо, и радость — неувядаема. Об этом вот что говорит Давид: «они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18:11). Видишь, как он, выставив на вид вещества, почитаемыя самыми драгоценными, не только не удовольствовался таким сравнением, но еще прибавил: множества; и этим показал нам превосходство слова Божия. Множества золота, — говорит, — и слаще меда и капель сота. Это не значит, впрочем, что только в такой степени и вожделенны слова Божия: но, так как Давид знал, что этим особенно веществам люди дают самую высокую цену, то их и выставил на вид, чтобы показать превосходство и величайшую драгоценность слов Духа. Посему, если здесь можно найти и большую приятность и вернейшее наслаждение, — ибо эти слова суть божественныя и духовныя, и могут доставлять душе великую духовную радость, то будем слушать предлагаемое с великим усердием и пламенным расположением, чтобы, получив здесь истинное богатство и собрав много семян для богоугоднаго любомудрия, с ними возвратиться нам домой.

Итак, каждый из вас вместе с ближним да возобновляет в памяти то, что здесь сказано и, сообщая другому свое, да принимает от него, что тот припомнит, чтобы, посвящая божественным урокам все заботы и ими занимая ум свой, вы легко могли победить возмущающия вас страсти и избегнуть козней диавола. Ибо, если мы станем заботиться о божественном, то сам Бог позаботится о нашем, и мы преплывем море настоящей жизни с совершенною безопасностью и путеводимые великим Кормчим — Богом всяческих, войдем в пристань человеколюбия.    

Источник

Ошибка в тексте