В современном секулярном мире люди, как правило, имеют весьма поверхностное представление о том, что такое Священное Писание. И когда спрашиваешь невоцерковленного человека, читал ли он Евангелие, то ответы зачастую бывают очень расплывчатые. Например: «Читал когда-то Библию, а Евангелие нет», «Новый Завет читал, а Евангелие не начал…».
Все эти ответы свидетельствуют о том, что человек даже не понимает сущности вопроса. Между тем Евангелие – та Благая Весть, которая нам возвещает о пришествии в мир Бога, Который стал Человеком, чтобы спасти нас от греха, и его нельзя заменить какими-то рассуждениями об общечеловеческих ценностях, нельзя заменить даже святоотеческими творениями! Евангелие – основа нашей веры. Евангелие – это слово Божие, обращенное как к человечеству в целом, так и к отдельному человеку. Более того – это и есть тот самый Божественный Закон, в соответствии с которым необходимо жить для того, чтобы наследовать жизнь вечную…
Но давайте лучше поговорим не столько о людях неверующих, нецерковных, сколько о тех, кто ходит в храм и даже регулярно исповедуется и причащается. О тех, кому в какой-то момент – с большим опозданием – священник задает вопрос: «А вы Евангелие-то читали?». И оказывается, что нет. И тогда возникает сомнение – сознательно ли человек принимал крещение? Сознательно ли называет себя христианином? Сознательно ли живет Церковной жизнью?
Потому что, принимая крещение, мы даем обет жить, сочетавшись со Христом, по Его закону и по Его воле, даем обет отречься от дел диавольских. А что это такое, этот обет – человек не знает, если не прочитал Евангелие. И получается, что он обманывает и Бога, и самого себя. Более того, бывают ведь и такие случаи… Приходит человек креститься, беседуешь с ним перед крещением и сообщаешь ему некоторые, самые простые Евангельские заповеди, и вдруг человек говорит: «Спасибо, что вы мне об этом сказали. Я так жить не хочу – я не буду креститься». Да, конечно, это отрицательный результат, но он основан на правде. Человек честно заявил, что он не готов, не хочет жить по законам Божиим. Было бы гораздо хуже, если бы человек, не хотящий жить по-христиански, крестился и, как сказано в Апокалипсисе, носил бы имя, словно он жив, а на самом деле был бы мертв (Откр. 3, 1).
Но и с теми людьми, которые хотя бы однажды Евангелие прочитали, сегодня дело обстоит не совсем благополучно. Почему? Потому, что когда человек читает Евангелие впервые, очень многое бывает для него непонятным. Непонятным, отчасти, в силу того, что он не знаком с какими-то историческими реалиями времени, когда совершалось земное служение Спасителя, отчасти в силу того, что некоторые вещи, нуждающиеся в истолковании, остаются для него неясными, потому что он еще не обладает необходимым духовным опытом. Поэтому надо сказать, что недостаточно читать только Евангелие, надо читать и толкования на него. Из них можно посоветовать, в первую очередь, толкование на все четыре Евангелия блаженного Феофилакта, епископа Болгарского. Его труд во многом является компилятивным, составительским, но при этом – одним из самых полных. Тем, кто желает изучить Священное Писание более глубоко, можно обратиться к «Толковому Евангелию» Гладкова, учебному пособию архиепископа Аверкия (Таушева).
Второе, что можно сказать о чтении Евангелия – оно должно быть регулярным. В монашеском правиле – в той его «редакции», которая распространена в России, – присутствует каждодневное чтение одной главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Под Апостолом мы понимаем Деяния апостолов, Послания апостольские и Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
И если читать каждый день по главе из Евангелия и по две главы из Апостола, то примерно в одно и то же время завершается весь круг чтения Нового Завета, и можно начинать читать снова.