Игумен Нектарий (Морозов) (1972)
Чтение книги, помимо всего прочего, создает определенный духовный настрой, который для нас крайне важен. Почему преподобный Амвросий Оптинский советовал обязательно какое-то время с утра уделять чтению святых отцов? Он говорил: хоть пять, хоть десять минут, если у тебя другого времени нет, но почитай. А потом в течение всего дня, как говорил он, нужно, как корова жвачку, пережевывать это прочитанное, то есть постоянно вспоминать, обращать в своем сердце и в своем уме.
И действительно, это создает определенную атмосферу, в которой человек живет. Преподобный Варсонофий Великий говорил, что если в жернова бросить какую-то ерунду, то получится ерунда, а если туда положить чистое зерно, то получится мука, из которой можно испечь хлеб. Он говорил, что если ты с утра проснулся и можешь дать себе чистое зерно – дай себе его.
«Чистым зерном» в данном случае может быть и молитва, и чтение. Вот почему хорошо с утра хотя бы что-то прочитать. На ночь чтение тоже может быть плодотворным, как и в течение дня, но тот, кто именно утром пять минут потратит, уже совершенно с другим душевным состоянием войдет в наступивший день.
Любое подвижническое делание – а чтение это тоже подвижническое делание – должно носить упорядоченный характер. Если человек начинает беспорядочно молиться, если человек начинает беспорядочно питаться, даже если человек начинает беспорядочно ходить в храм, то спустя какое-то время это приводит к какому-то перекосу. Человек должен для себя определить, сколько он может молиться, сколько он может присутствовать в храме, сколько ему необходимо есть – и точно так же сколько и чего ему необходимо читать. Потому что чтение – это та духовная пища, которая тоже может вызвать состояние отравления.
Переизбыток чего бы то ни было, пусть даже самого хорошего, человека может привести к надрыву. Поэтому обязательно нужно советоваться с тем священником, у которого человек исповедуется – особенно если этот священник сам человек «книжный» и книги любящий – или же по крайней мере придерживаться для себя такого принципа: взять одну святоотеческую книгу о деятельной жизни и читать ее.
Поскольку чтение святых отцов – это все-таки пища твердая, и эта пища не всегда легко усваивается, то, наверное, читать часами святых отцов все-таки не стоит — это может быть полчаса в день, это может быть час, но вряд ли больше.
Если же у человека есть время для чтения – если он такой счастливый человек, – то он может одновременно со святоотеческой книгой читать какую-то книгу, скажем, по истории Церкви или по богословию и параллельно какую-то книгу жизнеописательного, житийного характера.
Почему – да потому что ум человека, душа человека тоже нуждаются порой в отдыхе. И когда человек чувствует, что все, эта твердая пища уже им не усваивается – он переходит к тому, что обогащается знаниями, читая то, что ему необходимо знать об учении Церкви, о ее истории, о толкованиях Священного Писания. Или же он просто берет то чтение, которое не требует от него каких-то усилий, но утешает его душу. Это чтение жизнеописаний подвижников благочестия. Опытным путем я пришел к тому, что такие три книги вполне могут сосуществовать. Когда же это четыре, пять, шесть, семь книг, когда человек хватается за все одновременно, конечно, это неправильно.
Помимо этого можно найти – например, в советах Оптинских старцев – рекомендации прочитать конкретную главу из того или иного святого отца по какому-то определенному поводу. Скажем, часто бывает, что люди приходят на исповедь и говорят о том, что их смущают хульные помыслы. Посоветуешь человеку прочитать главу преподобного Иоанна Лествичника о неизъяснимых хульных помыслах, и у человека все становится на свои места. Он понимает, что это помыслы не его, он понимает, что он не может одновременно молиться и хулить – значит, хулит враг, и единственный способ от этого избавиться – просто не обращать внимания. Потому что враг очень горд, и когда на него внимания не обращают, он уходит; а если человек пугается, если человек смущается, он обязательно будет в эту точку без конца бить и человека этими помыслами буквально забрасывать и мучить.
Но помимо этого точечного, скажем так, чтения, все-таки необходимо читать книги от начала до конца, знакомиться с авторами. И некоторые книги, безусловно, в течение всей жизни нужно перечитывать. И авву Дорофея, и «Лествицу», и преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, потому что ответы на вопросы, которые они дают своим ученикам, по своей мудрости, по своей действенности совершенно удивительны.
Как говорит преподобный Варсонофий Великий, «ни одного слова, сказанного здесь, я не говорил от себя, но все это слова Духа Святого». Эти слова кажутся самонадеянными, кажется даже, что они какие-то гордые, – но у человека, который будет читать эту книгу, очень скоро появится понимание того, почему этим словам подвижника он должен обязательно поверить.
Источник: игумен Нектарий (Морозов) «Святых отцов нужно читать делами»