Игумен Нектарий (Морозов) (1972)
Дело в том, что любой человек, который хочет разумно проходить свой жизненный путь, нуждается в том, чтобы обогащаться опытом тех людей, которые прошли этим путем прежде него. И не является исключением в этом плане жизнь человека верующего – жизнь христианина. Путь спасения – это путь тернистый, путь очень трудный, на котором человека подстерегает множество искушений, множество возможностей совершить ошибку, – и не случайно святые отцы называли саму эту науку спасения «искусством из искусств». И было бы, наверное, чудно, если бы человек, который пытается этим «искусством из искусств» овладеть, не задавался бы вопросом, каким образом достигали спасения все те, кто не только получил спасение, но и достиг святости.
Особенность нашего времени заключается в том, что нам именно по преимуществу остаются книги. Если мы посмотрим в тот же Древний патерик, то увидим, как кто-то из братии, нуждавшейся в наставлении, а порой и кто-то из мирян могли с легкостью получить эти советы и наставления со стороны тех, чья жизнь совершенно явственно была жизнью праведной – жизнью чистой и жизнью святой. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Отечнике» обращает внимание на то, что единовременно в Нитрийской пустыне находилось до пятисот братий, совершавших знамения и чудеса.
Можно себе представить этот период расцвета монашества в Египте… В последующие столетия, когда жизнь христианская и жизнь монашеская не была уже столь яркой, столь насыщенной, столь полной, как в этот период своего расцвета, духоносные наставники в этой жизни тем не менее тоже присутствовали. Свидетельства об этом мы можем найти и в творениях многих святых отцов, и в житиях святых, и во всей истории Церкви.
Конечно, во все времена звучали вот эти слова из псалма – оскуде преподобный (Пс. 11, 1.), – но все-таки мы имеем возможность сравнивать различные исторические периоды жизни Церкви и приходить к определенному выводу. К выводу о том, что, может быть, и раньше оскудение святости кем-то ощущалось, но в наше время оно достигло все-таки какого-то максимального развития. Мы живем сегодня в стране, которая только-только пробуждается после долговременной, многодесятилетней поры, когда жизнь церковная убивалась, когда монастыри были закрыты. И естественно, передача живого опыта от человека к человеку были не то что крайне затруднены, а практически отсутствовали. Почему и монашество в России возрождается практически с нуля, и монастыри возникают на пустом месте, а не как прежде, когда приходило некое братство во главе с игуменом на какое-то место, начинало там подвизаться, и потом уже складывалась обитель. У нас сегодня получается иначе: есть стены, туда кто-то заселяется, и что из этого получится, только Господь весть. И не всегда из этого получается, конечно, то, чего бы хотелось.
Поэтому в наше время, наверное, как ни в какое другое – огромное значение имеет знакомство с тем опытом, с той подвижнической традицией, которую можно найти в творениях святых отцов. Если посмотреть на XIX столетие, можно увидеть целый ряд авторов, которых мы читаем и почитаем сегодня как святых. Это святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Паисий (Величковский), значительная часть Оптинских старцев.
Эти авторы постоянно в своих письмах, в своих книгах говорили о том, что чтение святоотеческой литературы является для каждого желающего спастись непременным условием спасения. Особенно на это обращал внимание святитель Игнатий (Брянчанинов), а что касается преподобного Паисия (Величковского), то он в основу наставления монашествующим, которые находились под его руководством, под его окормлением, полагал именно совместное чтение святоотеческих книг.
В его монастырях ежевечерне читались святые отцы, и он, будучи игуменом, разъяснял все, нуждающееся в разъяснении, своей братии, – причем делал это иногда на одном языке, иногда на другом, потому что братия у него была разноязычной.
Если же говорить об Оптинских старцах, то сама традиция книгопечатания, предполагающего издание святых отцов и переводческую деятельность, тоже в новейшей церковной истории определенным образом связана именно с Оптиной пустынью,— потому что и Оптинские старцы, и люди, близкие к Оптиной пустыни, достаточно много в этом отношении потрудились.
Если христианин не имеет возможности прийти и получить ответ на беспокоящие его вопросы — на те вопросы, которые естественным образом появляются в ходе его духовной жизни – у опытного подвижника, у старца (а такая возможность редко-редко у кого-то есть), на эти же самые вопросы отвечает книга. Отвечают те люди, которые опытным образом – путем и падений, и ошибок, и каких-то находок, которые на духовном пути ими обретались – получили возможность нам в своих творениях на эти вопросы отвечать. И каждый из нас, наверное, с этим сталкивался: читаем мы такую книгу и вдруг чувствуем, что в «Лествице» или у преподобного аввы Дорофея, или у преподобного Ефрема Сирина, или у преподобного Исаака Сирина находится какое-то слово, которое сказано собственно нам, в котором именно мы сейчас испытываем крайнюю нужду.
Источник: Правмир.ру