Иерей Василий Куценко (1983)
«А вы читаете святоотеческую литературу?» Вряд ли большинство прихожан ответит на этот вопрос положительно. Будут и те, кто просто не поймет, о чем идет речь. Кто-то поймет, но удивится: «Ну, я же не монах, не священник — зачем мне читать святых отцов?» Чтобы разобраться в этом, мы задали несколько простых вопросов преподавателю Саратовской православной духовной семинарии священнику Василию Куценко.
— Что из творений святых отцов необходимо читать сегодня обычному прихожанину?
— Сегодня, как и две тысячи лет назад, главной книгой для каждого христианина должна быть Библия, и все поступки мы должны соотносить со словами Священного Писания. И надо сказать, что большая часть святоотеческих творений посвящена именно толкованию Священного Писания. В России были распространены толкования Феофилакта Болгарского, а также толкования святителя Иоанна Златоуста. Именно с этих трудов, на мой взгляд, и следует начинать чтение святоотеческой литературы.
— А что бы Вы рекомендовали для продолжения духовного чтения помимо толкований?
— Конечно, аскетическую литературу. Из подобных творений можно выделить Добротолюбие — сборник святоотеческих текстов, составленный в XVIII веке на Афоне. Также — труды таких духовных писателей III–IV веков (золотого века святоотеческой литературы), как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Их творения — ключ к пониманию святоотеческой мысли последующих времен, сокровищница душеспасительных поучений. Откройте беседы святителя Иоанна Златоуста с жителями Константинополя или Антиохии: если не знать, что это написано более семнадцати веков назад, можно решить, что он обращается к нашим с вами современникам. Вы говорите — удивительно, но на самом деле в нравственном, в духовном отношении человек что тогда, что сейчас — тот же: с теми же страстями и грехами.
Что же касается более близких к нам по времени святых отцов, то я бы рекомендовал творения святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Из этих книг, пожалуй, наиболее доступны пониманию современного читателя «Путь ко спасению» Феофана Затворника и «Аскетические опыты» Игнатия Брянчанинова. И, конечно, хотелось бы назвать старца Паисия Святогорца. Его духовные наставления — несколько томов — известны во всем христианском мире. Переведены они и на русский язык. Старец Паисий — это практически наш современник: он родился в 1924 году, отошел ко Господу в 1994-м. В годы гражданской войны в Греции был призван в армию, получил специальность радиста и служил три с половиной года, пережив на личном опыте все ужасы окопного ада. Встав на путь монашеской жизни, подвизался на Святой Горе Афон и на горе Синай. Двадцать восемь лет старец духовно окормлял женскую обитель, расположенную неподалеку от Салоник. Сестры записывали беседы со старцем, которые обычно строились в форме вопросов и ответов. Речь старца отличалась живостью и юмором, глубокую мысль он мог выразить просто и доступно. В этих книгах читатель найдет духовные наставления, которые помогут ему в устроении семейной жизни, воспитании детей, а главное — в том, как жить по-христиански и достигнуть спасения в наше время.
— И все же, наверное, каких-то универсальных советов, как совмещать поучения святых отцов с сегодняшней реальностью, нет?
— Все-таки я думаю, что универсальные советы есть. Нам даны Господом заповеди о любви к Богу и к ближнему. Это самое универсальное, что может быть. Конечно, читая древние патерики, изречения монахов-пустынников, необходимо помнить, что не всё можно исполнить в миру, тем более в наше время. Поскольку человек восходит от силы в силу в своем духовном развитии, то следует подбирать душеспасительное чтение в соответствии со своим духовным уровнем. Можно провести такую аналогию: у святого отца XI века — преподобного Симеона Нового Богослова — есть сочинение о трех уровнях молитвы: первый — простой, начальный; второй требует большего молитвенного навыка. Третий — это вершина, которая достигается лишь после того, как пройден очень долгий путь покаяния, духовного совершенствования. Преподобный Симеон говорит о том, что без должного руководства и без должной подготовки человек не сможет, не пройдя первого и второго уровня, достичь третьего,— иначе он впадет в прелесть и может наступить духовная смерть. Этот же принцип касается и духовного чтения — нужно восходить от простого к сложному. Относительно того, что будет полезно прочитать именно сейчас, необходимо посоветоваться со священником.
— Отец Василий, и все-таки: почему именно святоотеческое слово имеет такой большой авторитет?
— Важно понимать то, что слова святых отцов — это не результат логических рассуждений, а плод духовного опыта, когда, как сказано в Священном Писании, от избытка сердца, исполненного благодатью Святого Духа, говорят уста (ср.: Мф. 12, 34; Лк. 6, 45). Святоотеческие творения — это отражение духовной жизни человека, прошедшего свой земной путь и достигшего спасения, которого Церковь прославляет в лике святых. А само прославление понуждает и нас подражать святым, их жизни и принимать к руководству то, что они говорили и что дошло до нас через их поучения.
— А вообще, есть различие в чтении светской литературы и литературы духовной?
— Несомненно. Во время чтения духовной литературы должно происходить духовное общение с автором. Например, когда мы берем в руки книгу святителя Феофана Затворника, можно обратиться к нему с молитвой: «Святителю отче Феофане, моли Бога о нас! Помоги мне понять то, что ты написал». И, конечно, чтению должна предшествовать молитва, поскольку молитва — это фундамент нашей духовной жизни. В том числе и в этом есть различие в чтении святоотеческой литературы и литературы светской.
— Посоветуйте, как организовывать чтение святых отцов? Когда, в каком объеме следует их читать?
— Здесь неуместен формальный подход: допустим, во что бы то ни стало прочитывать пять или десять страниц в день. Необходимо соизмерять свои силы. Возможно, для кого-то будет достаточно и нескольких строк. Иногда одно краткое высказывание сразу ложится на сердце и дает человеку больше пользы, чем прочитанный впопыхах увесистый том. В любом случае необходимо предельно сосредоточиваться на чтении, чтобы оно было осмысленное. Святых отцов нельзя читать «между делом». Нужно вдумываться в слова, иначе они не дойдут до сердца. Если же мы от рассеяния или от усталости не понимаем, что читаем, то лучше книгу отложить. В то же время, все-таки необходимо за житейскими заботами и делами находить время для чтения святых отцов и составить себе определенный распорядок относительно этого, а то получается, что для всего мы находим время, а для того, что составляет единое на потребу — нет.
— Но ведь можно быть «ходячей энциклопедией» святоотеческой литературы — однако оставаться при этом человеком черствым и холодным…
— Да, действительно, мы не должны механически собирать в себя знания как губка, которая всё впитывает. Например, в протестантизме на достаточно высоком уровне велись и ведутся научные исследования текстов Священного Писания и святоотеческих творений. Есть ученые, которые много прочли, много запомнили,— но нередко оказывалось, что эти люди на самом-то деле не верят в Бога, даже не пытаются воплотить в своей жизни христианские заповеди. Поэтому лучше всего, на мой взгляд, прочитать какой-то отрывок, осмыслить его и постараться применять прочитанное в жизни. Важно не только наслаждаться святоотеческими творениями, глубиной их богословской мысли, красотою языка — но и стараться жить, следуя наставлениям святых отцов, подражая их подвигам и трудам.
— Где Вы рекомендуете приобретать эти книги?
— Приобретать, конечно же, лучше всего в церковных лавках, ведь известны случаи, когда издательства оккультного характера издавали святоотеческие сочинения со своими комментариями. Люди покупали такие издания и пользовались ими в качестве руководства в своей духовной жизни, принимая за истину всё, что в них написано.