Оружием же называет слово искусительное, которое проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Итак, поскольку во время страдания Господня всякая душа подвергалась как бы некоторому борению, по слову Господа, сказавшего: все соблазнитесь обо Мне (Мф. 26:31), то Симеон пророчествует и о самой Марии: когда будешь предстоять кресту, видеть совершающееся, слышать произносимое, тогда, после свидетельства архангела Гавриила, после неизреченного ведения о Божественном зачатии, после великого показания чудес и в Твоей душе произойдет некоторое треволнение. Ибо Господу надлежало вкусить смерть за всякого и, став умилостивительною жертвою за мир, всех оправдать Своею кровью. Поэтому и Тебя Самой, Которая свыше научена о Господе, коснется некоторое борение. И это есть оружие. Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2:35). Дает разуметь, что за соблазном при кресте Христа и в учениках, и в самой Марии произойдет скорее некое врачевание от Господа, утверждающее сердца их в вере в Него. Так видим, что и Петр после того, как соблазнился, тверже прилепился к вере во Христа. Поэтому человеческое облечено в немощи, чтобы обнаружилась крепость Господня.
«Которых кости, — говорит, — пали в пустыне». Потом, чтобы кто не подумал, что тогда просто только не будет даровано покоя, он присовокупляет и наказание, говоря: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Здесь он говорит о геенне и наказании. Слово Божие, говорит, проходит до сокровенных (убежищ) нашего сердца и проникает душу. Здесь будет уже не падение костей, не лишение земли, как там, но (потеря) царства небесного и предание вечной геенне, бесконечному наказанию и мучению. Здесь он внушает, что и (в древности) действовало то же слово Божие, что оно живет и не погибло. Потому, когда слышишь сказанное о слове, не думай о простом слове: оно «острее», — говорит, — «всякого меча». Заметь, какое он делает приспособление, и отсюда научись, для чего и пророки имели нужду говорить об оружии, о луке и мече. «Если кто не обращается», — говорит — (Псалмопевец), — «Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой» (Пс. 7:13). Если теперь, после столь долгого времени и такого преспения, (апостол) не может тронуть одним именем слова, но имеет нужду в этих выражениях, чтобы сильнее представить сравнение, то тем более они нужны были тогда. «Оно проникает», — говорит, — «до разделения души и духа». Что это значит? Он выражает нечто страшное: или то, что оно отделяет дух от души, или то, что оно проникает самые бестелесные существа, не так, как меч, который (пронзает) только тело. Он показывает здесь, что оно и душу наказывает, и внутреннейшее испытует, и проникает совершенно всего человека. Слово сильнее всякого меча поражает души таких людей, наносит тяжкие удары, причиняет смертельные раны. И ни доказывать это, ни подтверждать (апостол) не имеет нужды, представляя столь ясные события. Какая в самом деле война, говорит, какой меч погубил тех (иудеев)? Не пали ли они просто сами собою? Итак, не будем предаваться беспечности потому, что мы еще не потерпели того же: «доколе можно говорить: «ныне«», нам нужно быть осторожными. Но высказав такие (действия слова) на душу, чтобы слушатели не остались беспечными, он присовокупляет и (действия его) на тело; подобно тому, как царь поступает с начальниками, совершившими важные преступления, — сперва лишает их военачальства, потом снимает с них пояс и звание, и наконец, призвав глашатая, наказывает их, — так действует и меч духовный. После этого, чтобы сделать слова свои более поразительными, беседует о Сыне и говорит: «Ему дадим отчет«.
Увещание постараться войти в покой Божий — (Евр. 4:11) апостол обосновывает или подкрепляет указанием на живость и действенность Слова Божия, под которым надлежит разуметь и вообще слово — выражение мыслей Божиих, и Личное Слово — второе лице Пресв. Троицы, Которое, как воплощение живой, вечной истины, носит в себе внутреннюю живую силу, так что, будучи воспринимаемо человеческою душою в вере, становится зародышем разнообразных плодов (ср. Мф. 13:3 и д.). Действенность Слова Божия — в силе совершения и исполнения: «повелел и сотворились…» Ср. Ис. 55:10, 11. «Острее всякого меча обоюдоострого…» — обозначение силы и глубины проникновения Слова Божия в существо человека (ср. Откр. 1:16; Прем. 18:15, 16). «До разделения души и духа, составов и мозгов» — до разделения внутреннейших, таинственнейших, мельчайших частей тела души и духа.
Некоторые на основании этого места и 1 Фес. 5:23 утверждают, что Св. Писание признает трехсоставность человеческого естества: тело, душа и дух: тело, или плоть — как высшая, материальная оболочка человека, дух — самосознательное, высшее, Божественно сродное начало, и душа — как оживляющая тело и посредствующая связь его с духом; тело — оболочка души, душа — оболочка духа. Эти подразделения духовной стороны человеческого существа на душу и дух могут быть, однако, допускаемы не в смысле двух различных частей или сущностей в человеке, а лишь как обозначение различных проявлений или свойств одной и той же духовной сущности в человеке: душа, оживляющая тело, восприемлющая чувственные впечатления, как в собственном смысле душа — yuch; душа же — мыслящая, желающая, способная к богопознанию — как дух — pneuma, ср. 1 Кор. 15:44; 1 Фес. 5:23.