Если говорить о богословских дисциплинах – литургике, догматике, нравственному богословию, апологетике, сравнительному богословию, – то в какой последовательности рекомендуется их постигать?

Если человек не готовится принять священный сан или не стремится стать преподавателем или катехизатором, то есть является простым мирянином, нужно, в первую очередь, начать с догматики. Если человек не знает толкования Символа Веры, объяснения заповедей и других, хотя бы самых важных, вероучительных вопросов, то он может серьёзно заблудиться. Немало людей, которые считают себя православными, иногда даже исповедуются и причащаются, а при этом верят в переселение душ, не считают грехом обратиться к гадалке или, например, будучи в Индии, зайти в капище. Почему это происходит? Из-за полной безграмотности! Они не знают догматического богословия, не знают своей веры. На вопрос, что такое Троица, ответят: это три иконки в машине. Догматика стоит на первом месте: если человек не знает догматики, верит в карму, но при этом неплохо знает, скажем, нравственное богословие – это страшно.

Как догматическую азбуку можно порекомендовать «Закон Божий», «Катехизис» митр. Филарета. Потом перейти к более сложным книгам, например, «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина.

На второе место я бы поставил нравственное богословие. Науку о борьбе со страстями, о том, как построить взаимоотношения с людьми, как найти мир в душе, с самим собою и Богом, как молиться Господу.

Апологетика – защита веры православной от лжеучений. Сейчас, слава Богу, не такое большое количество сект и лжеучений, которое было в 90-х. Но всё равно, изучать апологетику крайне важно. Сегодня самая актуальная тема даже не лжеучения и секты, а атеизм, неверие, полуверие, когда человек отрицает Церковь, но называет себя верующим в душе. Я уже упоминал К. Льюиса, у него есть хорошие книги по апологии христианства. Мы должны уметь дать ответ, для чего мы верим, ходим в храм, почему участие в Таинствах необходимо человеку. Этому надо учиться.

Сравнительное богословие сравнивает Православие с другими христианскими конфессиями. Это, конечно, важно, но я не считаю, что с этого надо начинать. Сначала человек должен изучить догматику и нравственное богословие. По этой теме есть хорошие книги протоиерея Максима Козлова, который у меня преподавал сравнительное богословие в семинарии.

Протоиерей Павел Гумеров

Ошибка в тексте